Осия 1 глава

Жена и дети Осии

1 Слово Господа, которое было к Осии, сыну Беерии, в дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей иудейских, и в дни Иеровоама, сына Иоаса, царя израильского.
2 Начало слова Господа к Осии. И сказал Господь Осии: «Иди, возьми себе жену-блудницу и детей блуда; ибо сильно блудодействует земля эта, отступив от Господа».
3 И пошел он и взял Гомерь, дочь Дивлаима; и она зачала и родила ему сына.
4 И Господь сказал ему: «Нареки ему имя Изреель, потому что еще немного пройдет, и Я взыщу кровь Изрееля с дома Ииуя и положу конец царству дома Израилева.
5 И будет в тот день: Я сокрушу лук Израиля в долине Изреель».
6 И зачала еще, и родила дочь, и Он сказал ему: «Нареки ей имя Лорухама, ибо Я уже не буду более миловать дом Израилев, чтобы прощать им.
7 А дом Иудин помилую и спасу их в Господе, Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войной, ни конями и всадниками».
8 И, откормив грудью Непомилованную, она зачала и родила сына.
9 И сказал Он: «Нареки ему имя Лоамми, потому что вы не Мой народ и Я не буду вашим Богом.

О восстановлении Израиля

10 Но будет число сынов Израилевых – как песок морской, которого нельзя ни измерить, ни исчислить; и там, где говорили им: „Вы не Мой народ“, будут говорить им: „Вы сыны Бога живого“.
11 И соберутся сыны Иудины и сыны Израилевы вместе, и поставят себе одну главу, и выйдут из земли переселения. Ибо велик день Изрееля!

Даниил 14    •    Осия 2


Комментарии из Женевской Библии: Осия 1 глава

1:1 Слово Господне. Т.е. все сказанное далее есть слово Божие, данное через Осию. Осии. Это имя, происходящее от глагола "спасать", вероятно, означает "Он (Яхве) спас". В то время как здесь названы по именам четыре царя иудейских: Озия (ок. 783-742 гг. до Р.Х.), Иоафам (ок. 742-735 гг. до Р.Х.), Ахаз (ок. 735-715 гг. до Р.Х.) и Езекия (ок. 715-687 гг. до Р.Х.), из царей северного царства – Израиля упоминается только один Иеровоам II (ок. 786-746 гг. до Р.Х.). Возможно, автор считал, что израильские цари, правившие после Иеровоама II и до падения северного царства в 722 г. до Р.Х. (четверо из них были убийцами), не заслуживают упоминания.

1:2 – 3,5 Осия подробно излагает историю своей семейной жизни, символизирующей примирение Бога с северным царством – Израилем.

1:2 – 2,1 Повествование о начале семейной жизни Осии указывает на желание Бога наказать неверный Израиль, а затем примириться с ним.

1:2 возьми себе жену блудницу и детей блуда. См. Введение: Трудности истолкования; Особенности содержания и темы.

сильно блудодействует земля. Жена Осии и ее дети, а также все жители страны считаются неверными.

1:3 Гомерь. Имя жены Осии не имеет того символического значения, которое содержат имена ее детей.

ему. Отсутствие этого слова в ст. 6 и 8 не означает, что Осия не был отцом второго и третьего ребенка его жены.

1:4 Изреель. Букв.: "Бог посеет". Так называется и прекрасная долина между горными грядами Самарии и Галилеи (в этой долине Гедеон одержал победу над мадианитянами; Суд. 6,33), и город в южной части этой долины, где Ииуй пришел к власти путем насилия (3 Цар. 21,1; 4 Цар. 9,10). См. 2,22, где имя Изреель служит символом благословения и плодородия.

с дома Ииуева. Царь Иеровоам II был из династии Ииуя, которая начала свое правление с кровавой бойни в Изрееле (4 Цар. 9,14-37; ср. 3 Цар. 19,16.17) и окончила его убийством царя Захарии (4 Цар. 15,8-10).

1:5 лук Израилев. Военная сила Израиля (Быт. 49,24; 3 Цар. 2,4; Иез. 39,3; ср. Иер. 49,35) была сломлена ассирийским войском под предводительством Феглаф-феллассара, который завоевал северные территории Израиля.

в долине Изреель. Эта долина стала местом, где свершилось Божие осуждение в 733 г. до Р.Х. (4 Цар. 15,29). Это наказание Израиля военным поражением явилось следствием нарушения им завета. Так исполнились проклятия, записанные во Втор. 28,25.49-57 (ср. Лев. 26,17).

1:6 Лорухама. Имя этого ребенка символизирует грозящее Израилю лишение милости Божией, которую Господь до этого неизменно ему даровал, несмотря на его неверность завету (2,4; 2,23; ср. также Втор. 31,17; 32,19.20-27).

1:7 спасу их. Эти слова относятся к чудесному спасению Иерусалима от ассирийцев в 701 г. до Р.Х. (4 Цар. 19,32-37; Ис. 37,14.33-37).

1:9 Лоамми. Имя третьего ребенка знаменует наивысшую точку осуждения Божия, так как Бог этим упраздняет древнюю заветную формулу (Исх. 6,7; Лев. 26,12; Втор. 26,17-19) и объявляет завет более не действующим.

Я не буду вашим Богом. Букв.: "Я не ваш Сущий" – Божественное имя, которым Господь назвал Себя в Исх. 3,14.

1:10 – 2,1 Суровые пророчества об осуждении, символически отразившиеся в именах троих детей, сменяются пророчеством о грядущей милости Божией.

1:10 как песок морской. Явная аллюзия к данному древним патриархам обетованию бесчисленных потомков (Быт. 22,17; 32,12; ср. Быт. 13,16; 15,5; 26,24; 28,14).

вы не Мой народ. Хотя обетованное восстановление отношений с Богом иудеи испытали неоднократно, когда остаток с севера соединился с остатком из южного царства во время царствования Езекии (2 Пар. 30,11.18) и после вавилонского плена (1 Пар. 9,13; Езд. 8,35), новый завет относит это обетование к Церкви, истинному Израилю, составившемуся как из евреев, так и из язычников (Рим. 9,24-26; 1 Пет. 2,10).

вы сыны Бога живаго. Это единственное в своем роде выражение означает тот тип непосредственных (и легитимных) отношений, которые Бог желал видеть между Ним и Израилем. Ныне эти отношения между Богом и людьми установлены через Иисуса Христа (Мф. 16,16; Рим. 9,26).

1:11 И соберутся... вместе. Об исполнении этого пророчества в Церкви (см. ком. к ст. 10).

одну главу. Это означает полноту примирения двух царств и Господа и, в конечном счете, примирение под властью Христа, сына Давидова (Мф. 1,23; 2,6.15).

выйдут из земли переселения. Восстановление Израиля началось с возвращения из вавилонского плена. Эта фраза может также указывать на избавление от гибели (Пс. 70,20; 94,4; Ис. 43,6; Иер. 15,7).

день Изрееля. См. ком. к 2,21-23.


Даниил 14    •    Осия 2


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.