Иеремия 1 глава

Пролог

1 Слова Иеремии, сына Хелкии, из священников в Анафофе, в земле Вениаминовой,
2 к которому было слово Господа в дни Иосии, сына Амона, царя иудейского, в тринадцатый год царствования его,
3 и также в дни Иоакима, сына Иосии, царя иудейского, до конца одиннадцатого года Седекии, сына Иосии, царя иудейского, до переселения Иерусалима в пятом месяце.

Призвание Иеремии

4 И было ко мне слово Господа:
5 «Прежде нежели Я образовал тебя в чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя».
6 А я сказал: «О Господи Боже! Я не умею говорить, ибо я еще молод».
7 Но Господь сказал мне: «Не говори: „Я молод“, ибо ко всем, к кому пошлю тебя, пойдешь, и все, что повелю тебе, скажешь.
8 Не бойся их, ибо Я с тобой, чтобы избавлять тебя», – сказал Господь.
9 И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: «Вот, Я вложил слова Мои в уста твои.
10 Смотри, Я поставил тебя в этот день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать».

Два видения

11 И было слово Господа ко мне: «Что видишь ты, Иеремия?» Я сказал: «Вижу посох миндального дерева».
12 Господь сказал мне: «Ты верно видишь, ибо Я бодрствую над словом Моим, чтобы оно скоро исполнилось».
13 И было слово Господа ко мне в другой раз: «Что видишь ты?» Я сказал: «Вижу поддуваемый ветром кипящий котел, и наклонен он со стороны севера».
14 И сказал мне Господь: «С севера откроется бедствие на всех обитателей этой земли.
15 Ибо вот, Я призову все племена царств северных, – говорит Господь, – и придут они, и поставят каждый престол свой при входе в ворота Иерусалима, и вокруг всех стен его, и во всех городах иудейских.
16 И произнесу над ними суды Мои за все беззакония их, за то, что они оставили Меня, и воскуряли фимиам чужеземным богам, и поклонялись делам рук своих.
17 А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы Я не поразил тебя в глазах их.
18 И вот, Я поставил тебя ныне укрепленным городом, и железным столбом, и медной стеной на всей этой земле против царей Иуды, против князей его, против священников его и против народа земли этой.
19 Они будут ратовать против тебя, но не превозмогут тебя; ибо Я с тобой, – говорит Господь, – чтобы избавлять тебя».

Исаия 66    •    Иеремия 2


Комментарии из Женевской Библии: Иеремия 1 глава

1:1-19 Господь призывает Иеремию на пророческое служение, дабы провозгласить Свой суд над иудеями, поклоняющимися чужеземным богам.

1:1-3 Иеремия пророчествовал в течение сорока лет, предшествовавших вавилонскому пленению иудеев (см. Введение: Автор; Время и обстоятельства написания). Н протяжении всего этого времени слово Господне не покидало пророка (см. 25,3 и ком.).

1:1 Слова Иеремии. Под "словами" подразумевается множество изреченных пророком предсказаний (ср. Втор. 1,1; Ам. 1,1).

из священников в Анафофе. Анафоф с древнейших времен был священническим городом (см. Нав. 21,17.18; ср. 11,21-23), Иеремия являлся одновременно и священником, и пророком.

1:2 к которому было слово Господне. Подобными словами нередко открываются книги пророков (ср. Ос. 1,1; Иоил. 1,1; Мих. 1,1). Они означают, что слова, записанные Иеремией, есть слова Самого Господа.

Иосии. Речь идет о благочестивом царе Иосии, предпринимавшем с 628 г. до Р.Х. попытки коренным образом преобразовать религиозную жизнь иудеев (3 Цар. 22,23; 2 Пар. 34,35). Несмотря на то, что Иеремия не уделяет много внимания описанию реформ, произведенных Иосией, он дает ему однозначно положительную оценку (22,1).

в тринадцатый год. Т.е. в 626 г. до Р.Х.

1:3 Иоакима... Седекии. Ничего не говорится о наиболее заметных преемниках Иосии – Иоахасе и Иехонии, которые – каждый по своему – противились проповеди Иеремии.

1:4 было ко мне слово. Этой фразой нередко предваряется пророчество (ср. ст. 11).

1:5 Я образовал тебя... познал тебя. Рождение Иеремии и избрание его Богом тесно связаны друг с другом (слово "знать" имеет одно из значений "избирать", ср. Быт. 18,19; Ам. 3,2). Избрание Иеремии еще до рождения определяет его место среди других пророков.

пророком. По сути дела, пророк есть тот, через кого говорит Господь. Образцом пророка служит Моисей (см. Втор. 18,14-22).

для народов. Пророчества Иеремии обращены главным образом к иудеям, однако его свидетельство о грядущем суде относится в равной степени и к другим народам (25,8-37.46-51).

1:6 не умею говорить. Так же возражал и Моисей (Исх. 4,10).

молод. В данном случае это слово употреблено скорее в переносном смысле и выражает неопытность и незрелость (см. 3 Цар. 3,7).

1:8 Не бойся. Это ободрение неизбежно повторяется вновь (см. 10,5; 30,10; ср. Ис. 43,1;Лк. 12,32).

Я с тобою. В этих словах – самое важное, что обещал Господь людям (см. Исх. 3,12; Ис. 7,14; Мф. 1,23; 28,20).

1:9 коснулся уст моих. Эти слова представляют собой метафору посвящения и означают дар изрекать слово Божие (см. Ис. 6,7).

слова Мои в уста твои. См. Исх. 4,15; 2 Пет. 1,21.

1:10 искоренять... насаждать. Эти образы подчеркивают, что весть Иеремии будет предвещать разрушение, но также указывать на то, что в будущем от Господ придет восстановление. Рассказ о призвании Иеремии служит подготовительным этапом для его пророческого служения. Слово Господне является завершением Его промысла (см. Ис. 55,11).

Призвание Иеремии.

1:11 слово. Т.е. видение (см. Ам. 7,8).

1:13-14 кипящий... откроется. Второе видение, как и первое, утверждает неотвратимость грядущего суда. Чтобы провозвестить его, Иеремия должен сам уверовать в свое пророчество.

1:14 от севера. Несмотря на то, что Вавилон располагается на востоке, Навуходоносор нападет на Иудею с севера, избрав самый простой путь.

1:16 суды. Суд есть действие Божие по отношению к народу завета (см. 11,2), посредством которого Он ниспосылает "проклятия Завета" (Втор. 28,15-68).

оставили Меня... чужеземным богам. Наибольшим грехом иудеев было вероотступничество.

делам рук своих. Ирония (см. Ис. 46,6).

1:17 препояшь чресла твои. Эти слова означали приготовления к битве либо к иному тяжкому испытанию (см. 3 Цар. 18,46; ср. Ис. 5,27).

1:18 укрепленным городом... медною стеною. Символы мощи.

царей... земли. Обличения Иеремии распространяются на все иудейское общество, в равной степени относясь и к высшим, и к низшим.


Исаия 66    •    Иеремия 2


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.