Введение к Евангелиям и Деяниям апостолов

Историческая ситуация

Ирод Великий, умерший вскоре после рождения Иисуса, завещал престол в Иудее и Самарии своему сыну Архелаю (Мф. 2,19–22). Архелай, унаследовавший пороки своего отца и не имевший его достоинств, через десять лет был свергнут с престола. В результате Иудея и Самария оказались под непосредственным правлением Рима, которое осуществляли сменявшие друг друга прокураторы, в частности, Понтий Пилат, занимавший этот пост во время земного служения Иисуса Христа.

Галилею (где прошла большая часть жизни и служения Иисуса) и Перею Ирод завещал другому своему сыну, Ироду Антипе, который вскользь упоминается в Евангелиях (напр., Мф. 14,11–12; Лк. 23,6–15). Правление Антипы было продолжительным, однако в 39 г. по Р.Х. внуку Ирода Великого Ироду Агриппе удалось изгнать Антипу и захватить власть над Галилеей и Переей. Спустя два года друг детства Агриппы Клавдий, ставший к этому времени римским императором, сделал его царем Иудеи и Самарии. Агриппа, управлявший уже всей территорией, был весьма любим иудеями, однако царствование его было непродолжительным. Он начал гонения на некоторых апостолов (Деян. 12,1–4.19–23). В 44 г. по Р.Х. он получил достойное воздаяние за свои прегрешения и умер.

Страна снова перешла под власть римских правителей, хотя небольшая часть ее оставалась в руках Агриппы II (Деян. 25,13 – 26,32). Разногласия между иудеями и римлянами в этот период значительно обострились и в конечном счете привели к восстанию в 66 г. по Р.Х. Эта война оказалась для народа иудейского национальной катастрофой, и в 70 г. по Р.Х. Иерусалим был разрушен.

Особенности новозаветного повествования

За исключением Пятикнижия, основные исторические книги Ветхого Завета (Книга Иисуса Навина, Книга судей израилевых, Первая, Вторая, Третья и Четвертая книги царств) в иудейской традиции принято называть «старшими пророками». Они представляют собой пророческие поучения, одновременно утешающие и назидающие. Аналогичным образом Евангелия и Деяния апостолов не дают точного описания исторических событий. Запечатленные в них факты тщательно отобраны, дабы наиболее ярко и четко донести благую весть нового завета.

По своему характеру Евангелия не могут быть отнесены к жанру жизнеописаний или биографий. В двух из них ничего не говорится о рождении Иисуса, а из Его детства известно только одно событие (Лк. 2,41–52). Кроме того, значительная часть каждого из четырех Евангелий посвящена последней неделе земной жизни Иисуса, что также не свойственно жизнеописаниям. В книге Деяния главными действующими лицами являются только два апостола, Петр и Павел. Автор Деяний уделяет примерно столько же места рассказу о жизни Павла в узах, сколько он отводит описанию его трех миссионерских путешествий, осуществленных Павлом в течение семи лет. Это свидетельствует о том, что Евангелия и Деяния были написаны ради возвещения некоей вести.

Проблема синоптических Евангелий

Даже при поверхностном знакомстве с четырьмя Евангелиями бросается в глаза близкое сходство первых трех (от Матфея, Марка и Луки), особенно заметное при сравнении с четвертым – от Иоанна. За очень редкими исключениями поучения Господа или события, описанные в Евангелии от Иоанна, не встречаются в первых трех Евангелиях (ср., напр., Ин., гл. 3; 9; 11; 14). С другой стороны, у трех первых евангелистов имеется очень много общего материала, который преподносится примерно с одних и тех же позиций. Поэтому первые три Евангелия принято называть синоптическими, а авторов их – синоптиками (греч.: «смотрящие вместе», «дающие общий обзор»).

Вместе с тем в синоптических Евангелиях различий оказывается едва ли не больше, чем совпадений. Иногда материал записан совершенно одинаково, а иногда имеются небольшие, но весьма существенные расхождения. В некоторых случаях порядок изложения событий не совпадает. Каково же происхождение этих книг? В какой степени их авторы использовали труды друг друга? Имелись ли в их распоряжении какие-то иные материалы, откуда они могли заимствовать сведения для написания своих Евангелий?

В настоящее время общепринята следующая точка зрения. Первое Евангелие было написано Марком, а Матфей и Лука стали продолжателями его традиции (Мк. 2,1–22; ср. Мф. 9,2–17; Лк. 5,18–38). Вместе с тем у Матфея и Луки есть материал, имеющий важное значение, который отсутствует у Марка (напр., Мф. 7,24–27; Лк. 6,47–49). Этот факт побуждает многих ученых предположить, что Матфей и Лука имели в своем распоряжении некий документ, не сохранившийся впоследствии. Такой подход известен в библейской науке под названием «теория двух источников». Кроме того, совершенно очевидно, что Матфей и Лука, независимо друг от друга, имели еще и другие источники информации, которые и нашли отражение в Евангелии каждого из них.

Разумеется, изложенная выше гипотеза никак не может объяснить всех трудностей, возникающих в связи с проблемой синоптиков. Поэтому нет ничего удивительного в том, что существуют и иные теории. В частности, можно встретить доказательства тому, что первым евангелистом был Матфей. Реже встречаются доводы в пользу того, что первое Евангелие написано Лукой. Некоторые ученые склонны считать, что написанию этих произведений предшествовал период устного предания, что, собственно, и обусловило их литературную взаимосвязь. Большинство специалистов по НЗ продолжают принимать «теорию двух источников» в качестве рабочей гипотезы, признавая при этом, что множество вопросов остаются неразрешенными.

В конечном счете, доминирующим фактором было водительство Божие посредством вдохновения. Бог может равно использовать естественный ход истории и личный вклад евангелистов при осуществлении своих замыслов (ср. Лк. 1,1–4).


Назад


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.