На грани двух заветов

Мойзес Сильва

Ко времени, когда история ветхого завета приближалась к завершению, еврейское общество было отрезвлено, разделено и исполнено ожиданием. Оно отрезвело, потому что народ осознал свою греховность, навлекшую на него суд Господень. Оно было в разделении: хотя многие иудеи возвратились из изгнания и желали по-прежнему поклоняться Богу в Иерусалиме, гораздо большее число их осталось в Персии, иные же осели в Египте и в других местах (это иудейское рассеяние известно под названием «диаспора»). Но в первую очередь эти люди были охвачены ожиданием. Они помнили обетование, данное Богом при заключении завета с их праотцом Авраамом. Они помнили о крепкой руке Господней, выведшей евреев из египетского рабства. И они жаждали нового исхода, когда ожидаемый ими Мессия явит спасительные судьбы Божии Своему народу.

За последней страницей ветхозаветной книги пророка Малахии начинается первая глава Евангелия от Матфея. Между ними – более четырех столетий. И дело не только в хронологии. Иудеи были свидетелями коренных перемен, произошедших за это время в культурах соседних народов; и сами они неизбежно претерпели серьезные внутренние преобразования. В последней трети IV в. до Р.Х. Персидская империя была сметена вихрем побед Александра Македонского, в результате которых большая часть Ближневосточного региона приобщилась к обширному эллинистическому миру. С этого момента судьбы иудейского народа в большой степени определялись необходимостью противостоять, приспосабливаться или бросать вызов греческой культуре.

Птолемеи. После смерти Александра Македонского в 323 г. до Р.Х. и раздела его империи на царства Израиль оказался под управлением одного из греческих полководцев Александра, Птолемея, владения которого простирались от Египта до южных областей Сирии. Сохранилось мало сведений об истории Иудеи за более чем столетний период владычества Птолемеев. По-видимому, иудеи, возглавляемые своим первосвященником, сохраняли значительную свободу в религиозной жизни, так же, как и известную степень самоуправления. Первосвященническая должность, имевшая первоначально сугубо религиозные функции, при отсутствии в Иудее царской власти становилась ее главным политическим символом. Ясно, однако, что народ стал испытывать все возрастающее влияние греческого образа жизни.

Иудейская колония в Александрии, столице империи Птолемеев, как будто процветала при Птолемеях. Находясь в эпицентре языческой культуры, она наиболее остро ощущала необходимость считаться с новым окружением. Некоторые иудейские интеллектуалы стремились познакомить язычников с историей евреев. Другие пытались сочетать библейскую религию с греческой философией; несколько позднее этот процесс достиг кульминации в аллегорических толкованиях Филона Александрийского. Среди различных литературных свершений в конце третьего века до Р.Х. был сделан перевод Пятикнижия с еврейского языка на греческий. Этот труд вместе с позднейшими переводами других книг ВЗ обычно называют Септуагинтой (или переводом семидесяти). Поскольку новозаветные авторы писали на греческом, они, цитируя Ветхий Завет, часто пользовались этим переводом. Неудивительно, что он сыграл значительную роль в распространении Евангелия в грекоязычном мире.

Селевкиды. Другой полководец Александра, Селевк, стал правителем огромной области, которая, в конечном итоге, простерлась от западного побережья Малой Азии (современная Турция) до Вавилона и дальше на восток. Эта так называемая империя Селевкидов спустя некоторое время сделала своей столицей Антиохию Сирийскую, лежащую к северу от Израиля, и представляла собой постоянную угрозу птолемейским правителям. В 198 г. до Р.Х. селевкидский (или «сирийский») правитель Антиох III сумел овладеть Иудеей.

Нет сомнений, что эта перемена сильно отразилась на жизни иудеев. Однако лишь с приходом к власти Антиоха IV в 175 г. до Р.Х. Иудея вступила в один из самых тяжелых периодов своей истории. Антиох IV, известный также под именем Епифан («богоявленный», «славный»), почувствовал угрозу со стороны римлян, которые медленно, но неотвратимо продвигались на восток. В попытке укрепить и сплотить свою империю Антиох ускорил процесс эллинизации в земле обетованной.

Немалое число евреев как будто приветствовало такое развитие событий и принимало новую культуру, фактически теряя при этом свою религиозную исключительность. Такое отступничество только укрепило решимость большинства иудеев противиться политическому курсу Антиоха. Из-за своего непонимания характера иудаизма Антиох начал то, что, вероятно, было первым в истории религиозным гонением. Рукописи еврейского Священного Писания сжигались, соблюдение субботы было запрещено, обрезание объявлено вне закона; нарушителей предавали смерти. В 167 г. Антиох осквернил Иерусалимский храм, воздвигнув в нем статую Зевса и принеся в жертву греческому богу свиней, – акция, в которой многие иудеи увидели исполнение пророчества о «мерзости запустения» (Дан. 9,27).

Вскоре после этого кощунства вспыхнуло так называемое восстание Маккавеев. Первоначально под водительством Иуды (прозванного Маккавеем, что означало «молот») небольшие иудейские отряды противостояли и раз за разом побеждали большие селевкидские формирования. Эта партизанская война привела к освобождению Иерусалима и последующему освящению оскверненного храма (в 164 г. до Р.Х.). Это событие и поныне отмечается евреями как праздник «Ханука». История этих и некоторых последующих событий рассказана в Первой книге Маккавейской, которая входит в группу книг, называемых апокрифами (Римско-католическая церковь, включающая эти книги в свои издания Библии, называет их второканоническими; в православной Библии они именуются неканоническими).

 

Хасмонеи. Вкусив победы, иудеи не удовлетворились тем, что просто отвоевали право исполнять предписания своей религии. Борьба велась за политическую свободу, которую они утратили еще в VI в. до Р.Х. После смерти Иуды его братья Ионафан и Симон продолжили войну до 142 г., когда Иудее была дарована независимость и установилась династия Хасмонеев (по имени предка Маккавеев Хасмонея).

Но борьба с эллинизацией не была окончена. Еще до обретения независимости Ионафан Маккавей использовал свое дипломатическое влияние, чтобы получить должность первосвященника, хотя и не принадлежал к роду, имевшему на это законное право (род Садока). По мнению многих ученых, именно это событие заставило группу иудеев отойти от своего народа и основать ессейскую общину Кумрана, у Мертвого моря. Считая себя подлинным Израилем, кумраниты, толкуя ветхозаветные пророчества, утверждали, что они исполняются в их среде, и чаяли последней неизбежной войны, в которой будут уничтожены враги Божии. Большая часть обширной литературы кумранитов – «свитки Мертвого моря» – была найдена в 1947 году.

Хасмонейские правители, занимавшие верховные должности и в среде священства, постепенно переняли греческий образ жизни. В целом они пользовались поддержкой саддукеев – аристократической группы, которая стремилась сохранить политическую стабильность. Эта консервативная «партия» признавала авторитетным только Пятикнижие (остальные книги были для них менее весомыми) и на этом основании отвергали учение о воскресении (ср. Мф. 22,23–33; Деян. 23,6–8). Историческое происхождение саддукеев, как и фарисеев, не может быть определено с точностью. Обе группы впервые упоминаются историком Иосифом Флавием в связи с правлением Иоанна Гиркана I (134–104 гг. до Р.Х.).

Фарисеи, первоначально не составлявшие политической группировки, могут считаться на протяжении большей части этого периода партией оппозиции. Они сопротивлялись эллинизации иудейской жизни, развили обширное устное предание и стремились сохранить иудейские законоположения о чистоте. Однако своими толкованиями они ослабили многие требования библейского закона. Эта практика снизила критерии Божией святости и способствовала развитию иллюзии, будто человек может угодить Богу своими собственными усилиями (Мк. 7,1–13; Лк. 18,9–14).

Римляне. Несмотря на отдельные периоды благоденствия, династия Хасмонеев, раздираемая внутренней борьбой, была не в состоянии противостоять наступлению римлян. В 63 г. до Р.Х. полководец Помпей занял Иерусалим. Постоянные беспорядки в конце концов привели к тому, что римляне даровали Ироду (идумеянину по рождению, обращенному в иудейство) титул царя иудейского, который он носил с 37 г. до своей смерти в 4 г. до Р.Х.

Послушный Риму Ирод правил успешно. Возведение им великолепных зданий и сооружений (например, постройка морского порта в Кесарии, этого поразительного инженерного сооружения) прославило его имя среди современников. Особо следует отметить, что он взялся за восстановление Иерусалимского храма. Это грандиозное предприятие было начато Иродом в 20 г. до Р.Х. и продолжалось после его смерти (Ин. 2,20; Мк. 13,1). За свою строительную деятельность его прозвали великим. К сожалению, пороки Ирода затмили его достоинства. Эгоистичный, завистливый и подозрительный, он порой вел себя, как безумец, вплоть до того, что убил собственных сыновей.

Итак, в преддверии новозаветной истории иудейский народ был подчинен иноземной силе, находился под непосредственным управлением даровитой, но деспотичной личности, и его надежды на спасение все еще не осуществились.


Назад


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.