Введение в Пятикнижие

Первую, самую важную, часть еврейской Библии и христианского Ветхого Завета составляют пять книг (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), называемые обыкновенно «Законом» или «Пятикнижием» (греч.: «пятитомный»). Новый Завет (Лк. 24,44) упоминает о трехчастном делении еврейской Библии на «Закон», «Пророки» и «Писания». Пятикнижию отводится главное место и при объединении книг Ветхого Завета по разделам в христианских Библиях, опирающихся на греческий перевод семидесяти толковников, т. н. Септуагинту (ок. 150 г. до Р.Х.).

Автор и время написания

Обозначения Пятикнижия как «книги Моисеевой» (Неем. 13,1; 2 Пар. 25,4), «книги Закона Моисеева» (Неем. 8,1), «Закона Господа» (1 Пар. 16,40; Ездр. 7,10), «книги Закона Божия» (Неем. 8,18) встречаются главным образом в текстах, написанных после вавилонского пленения. Что касается упоминаний о «книге закона (Моисеева)» в более ранних книгах Библии (напр. Нав. 1,8; 8,34; 4 Цар. 14,6; 22,8), то неясно, относятся ли они к Пятикнижию в целом или к каким-то его частям. Подобные названия Пятикнижия есть и в Новом Завете (Мф. 12,5; Мк. 12,26; Лк. 16,16; Ин. 7,19; Гал. 3,10). Это еще раз подчеркивает богодухновенность Пятикнижия и непререкаемый авторитет Моисея. Через Моисея Бог Израиля ок. 1400 г. до Р.Х. записал Свои заповеди.

Помимо этих, есть и другие свидетельства авторства Моисея. В Ин. 5,46 Иисус говорит: «Моисей... писал о Мне», а по дороге в Эммаус Он разъясняет ученикам сказанное о Нем в Писании, «начав от Моисея» (Лк. 24,27). Да и в самом Пятикнижии сказано, что основной его составитель – Моисей: он оставил подробный свод законов – книгу завета (Исх. 24,3–7), он же и разъяснил закон, как о том свидетельствует Второзаконие (31,24–26).

Однако в последние два столетия большинство ученых, не признающих свидетельства самой Библии об авторстве составляющих ее книг, считали, что Пятикнижие создано после вавилонского пленения и что его редакторы объединили в своей переработке по крайней мере четыре более ранних памятника письменности. Опираясь на варианты имени Бога (напр., Бог – Элохим, и Господь – Яхве), различия словаря (напр., еврейские слова со значением «служанка»), повторяющиеся эпизоды (напр., с женами патриархов – Быт. 12,10–20; 20,1–19; 26,1–11) и законы (напр., предписания Пасхи: Исх. 12,1–20; 21–23; Втор. 16,1–8), а также на теологические расхождения, исследователи выделили в Пятикнижии повествование яхвиста (ок. 950 г. до Р.Х.), повествование элохиста (ок. 850 г. до Р.Х.), автора Второзакония (ок. 622–587 гг.) и священнический текст (ок. 500 г. до Р.Х.). Во второй половине нашего столетия эта точка зрения существенно изменилась.

Литературные исследования и археологические данные показывают, что выделенные тексты содержат гораздо более ранний материал, возможно, частично восходящий к Моисею.

Обращение к древним традициям Ближнего Востока позволяет предположить, что Моисей использовал литературные источники. Некоторые из них легко отождествить (напр., Быт. 5,1; Числ. 21,14); идентификация других затруднена стилевыми изменениями (ср. Быт. 1,1 – 2,3 и Быт. 2,4–25). И, наконец, пророки, которые вслед за Моисеем возвещали народу слово Божие (ср. Втор. 18,15–20), внесли в текст современные им языковые и исторические особенности, а также некоторые эпизоды, такие, как Быт. 36,31 (см. Введение в Бытие) и послесловие книги Второзаконие (Втор. 34,1–12).

Единство

Пятикнижие – сложный по структуре памятник письменности, составленный из нескольких отдельных книг, и в то же время это – связное и непрерывное изложение событий от сотворения мира до смерти Моисея. Не учитывать эту особенность значит искажать текст. Книга Бытие отличается своеобразнейшей художественной структурой, которую скрепляет многократно повторенное: «Вот родословие...». Целостность Исхода очевидна благодаря пронизывающим его смысловым связям. Например, данный народу в гл. 19–40 закон основан на обстоятельствах исхода Израиля из Египта, описанных в гл. 1–18; 19,3–6. Не зная этого описания, невозможно понять закон. Когда народ Израиля вышел из Египта, Бог привел его к горе Хорив – той самой, у которой впервые явился Моисею (Исх. 3,1–12).

Этим знамением Бог подтвердил избрание Моисея. Левит – определенно книга для священников. Книга Числа рассказывает о 40-летнем странствовании Израиля в пустыне на пути в Ханаан. Ход повествования в ней резко меняется (10,11–13). Здесь с точностью до дня указано, когда Израиль снимался со стоянки и выступал в путь. Если в Исходе мы видим прообраз того, как через пасхального агнца (Христа) приходит избавление от рабского служения греху и сатане, то Числа изображают духовные блуждания всех детей Божиих по бесплодной и полной опасностей пустыне в поисках земли обетованной и предостерегают от подражания малодушному упрямству древнего Израиля. Злейший враг Израиля – он сам. Второзаконие состоит из трех обращений Моисея к народу на равнинах Моава, в которых он излагает закон (Втор. 1,1–5).

И в то же время книги эти связаны непрерывностью повествования. Исход связан с Бытием упоминанием о числе израильтян, пришедших в Египет (Быт. 46,26.27; Исх. 1,1). Иосиф перед смертью связал соплеменников клятвой – вынести его кости из Египта, когда Бог явится освободить их (Быт. 50,25), и Моисей исполнил эту клятву (Исх. 13,19). Левит 1–9 можно рассматривать как дополнение к Исх. 25,40. Последняя глава книги Исход описывает устройство скинии, а первая глава книги Левит – порядок совершаемых в ней богослужений. Обряд посвящения в сан священника изложен в Исх. 29, а впервые совершается в Лев. 8,9. Запреты на пищу в книге Левит объясняет история исхода (Лев. 11,45). Числа во многом связаны с Исходом и книгой Левит. Во всех трех книгах общие литургические принципы и установления, и описанные действия происходят главным образом в Синайской пустыне. В книге Второзаконие Моисей, в первый раз обращаясь к народу, кратко вспоминает историю, происшедшую с Израилем между Синаем и Моавом, изложенную в Числах, а во втором обращении к народу часто ссылается на исход и даже повторяет, с незначительными изменениями, Десять заповедей и ответ Израиля (Быт. 20 и Втор. 5).

Содержание

Пятикнижие соединяет в себе и историю, и закон. Независимыми друг от друга их назвать нельзя: историческое повествование разъясняет закон. Например, закон обрезания был дан в рассказе о том, как Бог заключил завет с Авраамом и Саррой (Быт. 17,9–14); в истории о человеке, который собирал дрова в субботу (Чис. 15,32–36), несоблюдение субботы объявлено тяжким прегрешением. Но, как уже говорилось, содержание Пятикнижия в основном сводится к тому, что Бог заключил заветы с патриархами, избавил от египетского рабства их потомков, уже ставших народом, а они обязались соблюдать закон, данный им Богом на Синае согласно завету и подробно разъясненный Моисеем во Второзаконии (6,20–25).

Бытие кончается смертью Иосифа в Египте (50,26), Исход – облаком славы Господней, покрывшей скинию собрания в Синайской пустыне (Исх. 40,34–38); Левит – словами: «Вот заповеди, которые заповедал Господь Моисею для сынов израилевых на горе Синай», (Лев. 27,34); Числа – так же, только вместо «на горе Синай» – «на равнинах моавитских» (Чис. 36,13), а Второзаконие – смертью Моисея в земле моавитской и выбором его преемника – Иисуса Навина.

Бог решил вывести народ израильский из Египта, чтобы Израилю стать народом святым, посвященным служению Богу. Благословение Божье должно было распространиться через Израиль на все народы земли. Согласно Посланию к галатам, это великое обетование, данное Аврааму, проповедано Иисусом Христом и осуществилось Его смертью и воскресением. Благодатная сила Пятикнижия – не мистическое его влияние, а его богодухновенность как результат действия Духа Божия.


Назад


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.