Послание к Евреям 2 глава

О праведном воздаянии

1 Поэтому мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.
2 Ибо если через ангелов возвещенное слово было твердо и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,
3 то как мы избежим, пренебрегши столь великим спасением, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него,
4 при засвидетельствовании от Бога знамениями, и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого по Его воле?

Вождь спасения

5 Ибо не ангелам Бог покорил будущую вселенную, о которой говорим.
6 Напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: «Что есть человек, что Ты помнишь его, или сын человеческий, что Ты посещаешь его?
7 Не много Ты умалил его перед ангелами; славой и честью увенчал его и поставил его над делами рук Твоих;
8 все покорил под ноги его». Когда же покорил ему все, то не оставил ничего непокоренным ему. Ныне же еще не видим, чтобы все было ему покорено;
9 но видим, что за претерпение смерти увенчан славой и честью Иисус, Который ненадолго был умален перед ангелами, чтобы Ему, по благодати Божией, вкусить смерть за всех.
10 Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого всё и от Которого всё, приводящего многих сынов в славу, Вождя спасения их, усовершил через страдания.
11 Ибо и Освящающий, и освящаемые – все от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братьями, говоря:
12 «Возвещу имя Твое братьям Моим, посреди собрания воспою Тебя».
13 И еще: «Я буду уповать на Него». И еще: «Вот Я и дети, которых дал Мне Бог».
14 А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, чтобы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола,
15 и избавить тех, которые из страха перед смертью всю жизнь были подвержены рабству.
16 Ибо не ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово.
17 Поэтому Он должен был во всем уподобиться братьям, чтобы быть милостивым и верным Первосвященником пред Богом, для умилостивления за грехи народа.
18 Ибо как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Евреям 1    •    Евреям 3


Комментарии из Женевской Библии: Евреям 2 глава

2:2 через Ангелов возвещенное слово. См. Втор. 33,2. Имеется в виду посредническое служение Ангела Господня при заключении завета на Синае.

2:3 спасении. Впервые упомянутое в этом послании в 1,14, спасение включает наследование грядущего века (ст. 5; 11,16), получение славы по Божиему усыновлению (ст. 10), очищение от грехов (1,3; 2,11.17), освобождение от страха смерти (ст. 14,15) и привилегию пребывать с Богом (4,16; 10,22), чтобы воздавать Ему угодное поклонение (12,28; 13,15.16).

слышавшими от Него. Т.е. апостолами Христа. См. Введение: Автор.

2:4 знамениями и чудесами. Т.е. особые средства, которые использует Бог, чтобы засвидетельствовать власть и авторитет Спасителя (Деян. 2,22), а также апостолов и Стефана (Деян. 6,8; 14,3; Рим. 15,19; 2 Кор. 12,12).

2:6 некто... засвидетельствовал. Эти слова свидетельствуют, что автор, по всей видимости, был евреем, для которого богодухновенность Писания (ВЗ) являлась не только несомненным фактом, но и высшим критерием истинности.

2:8 все покорил под ноги его. См. Пс. 8.

2:9 не много был унижен. "Не много" может иметь отношение и к временному периоду ("недолго"), и к статусу. Если подразумевается время, то эти слова указывают на его непродолжительность.

вкусить смерть за всех. "За всех" – т.е. за "многих сынов", которых Бог призвал к славе (ст. 10), а Иисус называет "братиями" (ст. 11). Те, за кого Иисус вкусил смерть, раз и навсегда были освящены Его жертвой, омывшей их совесть от дел, ведущих к смерти (9,14). Выражение "за всех" включает тех (и только их), кто постоянен в своей вере во Христа (3,6.14).

2:10 вождя спасения. Возможный перевод: "инициатора спасения".

2:11 освящающий. См. статью "Искупление".

все – от Единого. Т.е. имеют общее происхождение в Боге. Иное истолкование: имеют общую, т.е. человеческую природу.

не стыдится называть... братиями. Т.е. признает Своими.

2:12 Ср. Пс. 21,22.

2:13 Я буду уповать на Него. Ср. 2 Цар. 22,3; Ис. 8,17; 12,2. Во всех трех приведенных случаях слуги Божий исповедовали свою веру в Бога перед лицом опасности.

Я и дети, которых дал Мне Бог. Как Исаия и его дети являлись для своего поколения живым свидетельством Божией верности (Ис. 8,18), так и Сын, Который превосходнее пророков (1,1.2; 3,3-6), имеет теперь "круг" Своих детей, которых дал Ему Отец (Ин. 17,6).

2:14-18 Христос сначала предстает как Искупитель, избавивший нас от рабства греха, а затем – как милостивый Первосвященник, помогающий нам в наших искушениях.

2:14 плоти и крови. Идиоматическое выражение, соответствующее понятию "человек". Ср. Мф. 16,17; 1 Кор. 15,10; Гал. 1,16.

также воспринял оные. Здесь подчеркивается полнота вочеловечивания Христа. Чтобы восторжествовать над смертью и дьяволом и произвести Божий суд над грешниками, Христу необходимо было воспринять человеческую "плоть и кровь", т.е. человеческую природу.

2:16 Ср. ст. 5. Здесь ангелам уже противопоставлен не Сын Божий, а "семя Авраамово" (см. 6,15-17; 11,9; Рим. 4,11-18; 9,7.8).

2:17 См. статью "Посредническое служение Христа".

Он должен был во всем уподобиться братиям. Только Тот, кто подвержен тем же искушениям и испытаниям, что и мы, может быть нашим Первосвященником (4,15; 5,2). Только Тот, Кто пройдет через все искушения и испытания в полном подчинении воле Божией, может быть Первосвященником, не знающим греха (4,15; 7,26), и достоин предложить Себя как беспорочную жертву в умилостивление за грехи мира (9,14).

2:18 См. статью "Полнота человеческого естества в Иисусе Христе".


Евреям 1    •    Евреям 3


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.