Послание к Филиппийцам 4 глава

Наставления Павла

1 Итак, братья мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.
2 Умоляю Еводию, умоляю Синтихию мыслить то же о Господе.
3 Да, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мной, и с Климентом, и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем людям. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, – о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли, и слышали, и видели во мне, то исполняйте – и Бог мира будет с вами.

Благодарность за пожертвования

10 Я весьма возрадовался в Господе, что вы уже снова начали заботиться обо мне; вы и прежде заботились, но вам не благоприятствовали обстоятельства.
11 Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть.
12 Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии, и в недостатке.
13 Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе.
14 Впрочем, вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
15 Вы знаете, филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних;
16 вы и в Фессалонику и раз, и два присылали мне на нужду.
17 Говорю это не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода, умножающегося в пользу вашу.
18 Я получил все и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу по богатству Своему в славе Христом Иисусом.
20 Богу же и Отцу нашему слава во веки веков! Аминь.

Приветствия

21 Приветствуйте всякого святого во Христе Иисусе. Приветствуют вас находящиеся со мною братья.
22 Приветствуют вас все святые, а особенно из кесарева дома.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

Филиппийцам 3    •    Колоссянам 1


Комментарии из Женевской Библии: Филиппийцам 4 глава

4:1 стойте так. Возможно, это Введение к последующим увещаниям, особенно к ст. 2, 3. Павел называет филиппийцев своей "радостью и венцом" в предвидении Второго пришествия Христа (ср. 1 Фес. 2,19.20).

4:2 Умоляю... умоляю. Павел предпочитает уговаривать, а не приказывать; поименное обращение к обеим женщинам усиливает его призыв.

Еводию... Синтихию. Имена этих женщин не упоминаются больше нигде в Новом Завете. Обе они мужественные сотрудницы Павла, и, по всей видимости, пользовались большим влиянием в церковной общине.

мыслить то же. Главная забота Павла – не их взаимное согласие (в греческом текст нет этого слова), а то, чтобы их умонастроение соответствовало сказанному в 2,2. Это имеет решающее значение для единства церковной общины.

сотрудник. Греч. syzygos – "сизигос". Это обращение либо к определенному лицу (быть может, это его имя – Сизиг), либо вообще к членам общины; все с равной ответственностью должны созидать единство (1,27 – 2,18).

с Климентом. В Новом Завете это имя нигде больше не упоминается.

в книге жизни. См. Откр. 3,5; 20,15.

4:4 Радуйтесь. Тема радости преобладает в Послании к Филиппийцам. Призыву радоваться можно следовать всегда, даже среди вражды, в трудностях и лишениях, ибо радость – не в благоприятных обстоятельствах, а "в Господе". Павел пользуется повторением как литературным приемом, дабы лучше довести до сознания читателей эту истину.

4:5 Кротость. Греческое слово передает оттенок великодушия или терпимости, высший пример этого подает Иисус (2 Кор. 10,1).

Господь близко. Это выражение можно понять двояко: в плане временном, как относящееся к пришествию Христа (3,20.21), что вселяет надежду в подвизающихся, или в плане пространственном, в том смысле, что Христос близок и мы соединены с Ним (1,1).

4:6 Не заботьтесь. Этот же глагол употреблен в 2,20, где он выражает нежную заботу о других. Здесь это слово означает тревогу, несовместимую с доверием Богу (оно же употреблено в Мф. 6,25).

4:7 мир Божий, который превыше всякого ума. То, что невозможно до конца уразуметь, может, тем не менее, быть глубоко прочувствовано теми, кто во Христе Иисусе (1,2; ср. Еф. 3,18.19).

4:8 Павел призывает к жизни в послушании Богу, что является верным ответом на предлагаемый Им мир. Павел намечает вехи, которые указывают путь, угодный Богу.

истинно. См. Еф. 4,24.25.

честно. Это же греческое слово переводится как "достойно" в 1 Тим. 3,8.11.

справедливо. См. ком. к 1,11; Тит. 1,8.

чисто. См. 1 Тим. 5,22; Тит. 2,5.

любезно... достославно. Эти слова встречаются только в этом месте греческого Нового Завета.

4:9 Филиппийцы должны руководствоваться как учением, так и примером Павла, особенно его любовью к ним (1,3-8; 2,12; 4,1).

Бог мира. Не в смысле "Бог мира сего", но "Бог, дающий мир".

4:10-20 В этих стихах, полных благодарения и признательности, Павел возвращается к одной из тем первой главы – соучастию филиппийцев в его деле благовествования (1,5), в частности, к оказанной ими материальной поддержке.

4:10 вам не благоприятствовали обстоятельства. Эти слова смягчают предыдущие, которые можно было бы принять за упрек.

4:11-13 Эти стихи не отрицают нужд Павла, а лишь свидетельствуют о его готовности жить и в изобилии, и в скудости.

4:13 Все могу. С помощью силы Христовой и следуя Его примеру (2,5; 3,10), Павел готов стойко встретить любые обстоятельства.

4:15 в начале благовествования. Т.е. когда проповедь впервые достигла Филипп (1,5).

когда я вышел из Македонии. Павел во время своего второго миссионерского путешествия оставил Македонию, отправившись в Афины и Ахаию (Деян. 16,40 – 18,18).

4:17-18 Из ст. 18 ясно, что Павел ни в чем не нуждается и впредь не хочет обременять общину. Но главная причина радости Павла (ст. 10) не в том, что все его нужды удовлетворены. Он сознает, что дары филиппийцев являются угодной Богу жертвой (Евр. 13,15.16), в ответ на которую Бог щедро благословит их (2 Кор. 9,6).

4:19 Бог мой да восполнит всякую нужду вашу. Это касается и материальных, и духовных потребностей (ст. 6,7).

4:22 братия. Как и в иных местах, здесь имеются в виду собратья по вере, мужчины и женщины. Павел часто обращается к филиппийцам именно так (напр., 1,12; 3,1).

находящиеся со мною. См. 1,1.14.

4:22 Приветствуют вас все святые. Это указывает на солидарность верующих в рамках одной церковной общины и о связях поместных общин между собой, в данном случае – римской и филиппийской.

а наипаче из кесарева дома. Это не члены семьи цезаря, а, скорее, дворцовая прислуга, верующие римляне – с кем больше всего общался Павел (1,13).

4:23 со всеми вами. Точнее: "с духом вашим".

Аминь. Когда слово "аминь" стоит в начале высказывания, что в Евангелиях встречается часто, оно указывает на авторитетность и достоверность того, что будет сказано (см., напр., Ин. 3,3). В конце фразы (как здесь и во многих других местах посланий) оно запечатлевает истинность и надежность того, что было высказано.


Филиппийцам 3    •    Колоссянам 1


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.