Послание к Галатам 3 глава

Закон или вера?

1 О несмысленные галаты! Кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый?
2 Это только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа или через наставление в вере?
3 Так ли вы неразумны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью?
4 Столь многое претерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!
5 Подающий вам Духа и Совершающий между вами чудеса через дела ли закона это производит или через наставление в вере?
6 Так, Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
7 Познайте же, что верующие – сыны Авраамовы.
8 И Писание, провидя, что Бог по вере оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «В тебе благословятся все народы».
9 Итак, верующие благословляются с верным Авраамом,
10 а все, утверждающиеся на делах закона, находятся под проклятием. Ибо написано: «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона».
11 А что законом никто не оправдается пред Богом, это ясно, потому что «праведный верой жив будет».
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
13 Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись за нас проклятием, ибо написано: «Проклят всяк, висящий на древе»,
14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верой.

Закон и обетование

15 Братья! Говорю по рассуждению человеческому: даже человеком утвержденного завещания никто не отменяет и не прибавляет к нему.
16 Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос.
17 Я говорю то, что завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу.
18 Ибо если по закону наследство, то уже не по обетованию; но Аврааму Бог даровал оное по обетованию.
19 Для чего же закон? Он дан после по причине преступлений, до времени пришествия семени, к которому относится обетование, и предписан через ангелов, рукой посредника.
20 Но посредник при одном не бывает, а Бог один.

Цель закона

21 Итак, закон против обетований Божиих? Никак! Ибо если бы дан был закон, могущий животворить, то подлинно праведность была бы от закона;
22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
23 А до пришествия веры мы заключены были под стражей закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак, закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верой;
25 по пришествии же веры мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

Галатам 2    •    Галатам 4


Комментарии из Женевской Библии: Галатам 3 глава

3:1 перед глазами предначертан... Иисус Христос. Возможно, посредством благовестия апостола.

3:2 Духа. Павел взывает к опыту познания Духа Святого, пережитому галатами прежде появления смутивших их проповедников, как к доказательству того, что иудейство не является необходимым предварительным условием для обращения в христианство (Деян. 10,47; 11,17; 15,8).

3:3 плотью. Возможно, Павел имел в виду не только намерение соблюдать закон, живя без Духа (Рим. 7,7 – 8,17), но и попытки обрести благоволение Божие плотским обрезанием (Флп. 3,2.3). В любом случае, Павел предостерегает своих читателей от стремления достичь спасения посредством каких-то действий. Спасение дается только Божией благодатью через веру в Иисуса Христа (2,16).6 Авраам был прародителем иудеев; с ним первым Бог заключил завет, знаком которого и было обрезание (Быт. 17,10). Даже этот чтимый патриарх достиг подобающего отношения с Богом через веру (Рим. 4,11). Павел опровергает обвинение, будто он умаляет значение завета Божиего с Авраамом. Истинные дети Авраама разделяют его веру, независимо от того, ведут они свое происхождение от Авраама или нет. Обетование, данное Аврааму, есть также обетование благословения язычникам, и они должны принять его верой, как принял Авраам.

3:10 Павел говорит, что никто не может исполнить закон во всей его полноте. В подтверждение он приводит Втор. 27,26.

3:12 закон не по вере. Здесь Павел говорит о законе как о требовании Божием, вне зависимости от обетований завета Божия. Книга Левит (18,5) излагает это требование и предупреждает о наказании за его невыполнение (26,14-38).

3:13 сделавшись за нас клятвою. Поскольку мы не соблюли завет с Богом, нарушив закон, мы заслужили проклятие закона и осуждение Божие. Но Христос понес проклятие закона вместо нас, даровав нам мир с Богом (см. Рим. 3,21-26; 4,25; 5,1-8; 2 Кор. 5,21; Кол. 2,13-15; ср. Мк. 10,45; Ин. 1,29; 1 Пет. 2,24).

3:14 благословение Авраамово. См. 3,8 и Быт. 12,3. Верующие язычники, чья жизнь отмечена присутствием Духа Святого, суть исполнение обещания, что через Авраама будут благословлены все народы. Дух Святой – благословение, обещанное Аврааму.

3:15-18 Бог обещал благословение всем народам через "семя Авраамово" – Иисуса Христа, потомка Авраама по человеческой природе. Это обетование завета не было отменено последующим дарованием закона. Закон не противопоставлен обетованиям (ст. 21), но включает их в себя. Его требования показывают безнадежность попыток заслужить спасение и ведут народ Божий к вере во Христа.

3:16 семени твоему. Павел утверждает, что семя, о котором говорит обетование, – Христос.

семени Его. Не сказано: и потомкам. В Быт. 17,19 Бог обещает Аврааму сына, Исаака, и говорит, что заключит завет с Исааком и его "семенем". Такое употребление единственного числа указывает на Иисуса, Который восстановил нарушенный завет между Богом и Его народом.

3:17 спустя четыреста тридцать лет. Продолжительность пребывания евреев в Египте (см. Исх. 12,40). В Септуагинте время пребывания патриархов в Ханаан включено в эти 430 лет. Павел называет эту цифру, чтобы показать, что века прошли, прежде чем был дарован закон на Синае (ср. Быт. 15,13; Деян. 7,6).

3:19 по причине преступлений. Чтобы представить грех как явное нарушение воли Божией и показать его преступную сущность (Рим. 5,13.20).

через Ангелов. См. Втор. 33,2; Деян. 7,53; Евр. 2,2.

3:20 посредник. Моисей был посредником между Богом и Израилем при заключении завета на Синайской горе (Исх. гл. 19-34). Обетование же, данное Аврааму, не требовало посредника, и потому оно выше завета, заключенного на Синае.

Бог один. См. Втор. 6,4. Заключенный без посредника Божий завет с Авраамом более убедительно, нежели Синайский завет, показывает единство и всемогущество Бога. Исполнение Божия завета с Авраамом через включение язычников в народ Божий также доказывает, яснее, чем Синайский завет, что Бог един, потому что показывает Его власть над всем творением (Рим. 3,29.30).

3:21 Не сам закон, а неспособность человека соблюсти его, является причиной того, что отношения человечества с Богом нарушены.

противен обетованиям Божиим? Павел решительно отвергает такое заключение. Закон мог бы соперничать с Евангелием, если бы даровал жизнь, освобождая грешников от осуждения. Хотя закон добр и указывает, какой жизнью можно угодить Богу (Лев. 18,5; Рим. 7,10), он не может дать жизнь законопреступникам (2 Кор. 3,6). Иудеи, обладая законом, тем более подлежали осуждению. Писание учитывает это, показывая, что все осуждены как грешники, и подчеркивая необходимость обетованного Спасителя.

3:24 детоводителем. Греч.: "педагогос" – "воспитатель". Воспитатель научает, предостерегает и наказывает. Закон, подобно детоводителю, указывал на грех, предостерегал и наказывал за него. Другая важная обязанность детоводителя – ограждать и оберегать воспитанника от негативного влияния посторонних. Закон действовал подобным образом, отделяя Израиль от язычников. Эта функция закона также прекратилась.

3:26 все вы сыны Божий. "Сыны", потому что соединены с Единственным Сыном – Иисусом Христом. Это единение со Христом запечатлевается крещением. Это живое единство; Христос живет в нас (2,20). Кроме того, единение со Христом засвидетельствовано тем, что Он умер за нас и живет ради нас (Рим. 6,5-11). Облечься во Христа означает, что Его праведность покрывает нас и что во Христе мы – новое творение (Рим. 13,24; Еф. 4,24; Кол. 3,10).

3:28 Все вы одно во Христе Иисусе. Преграда, разделявшая иудеев и язычников, устранена для объединенных во Христе: все они – семя Авраамово (Еф. 2,14-16; Кол. 3,11). Павел не упраздняет существующие различия (напр., между полами), но указывает, что они не дают никаких преимуществ в том, что касается нашего единения со Христом. До Второго пришествия Христа миропорядок сохраняется, и церковный строй должен его учитывать (1 Кор. 11,3; 14,34; 1 Тим. 2,11-14).


Галатам 2    •    Галатам 4


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.