1-е послание Петра 2 глава

Живой камень и народ святой

1 Итак, отложив всякую злобу, и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие,
2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам в спасение;
3 ибо вы вкусили, что благ Господь.
4 Приступая к Нему, камню живому, людьми отверженному, но Богом избранному, драгоценному,
5 и сами, как живые камни, будьте выстраиваемы как дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.
6 Ибо сказано в Писании: «Вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится».
7 Итак, Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главой угла, камень преткновения и камень соблазна,
8 о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены.
9 Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
10 некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованные.

Рабы Божии

11 Возлюбленные! Прошу вас как пришельцев и странников удаляться от плотских похотей, восстающих на душу,
12 и проводить добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, видя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
13 Итак, будьте покорны всякому человеческому начальству ради Господа: царю ли, как верховной власти,
14 правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро.
15 Ибо такова воля Божия: чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей –
16 как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
17 Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите.

Пример страданий Христа

18 Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым.
19 Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо.
20 Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
22 Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
23 Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии праведному.
24 Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились.
25 Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших.

1 Петра 1    •    1 Петра 3


Комментарии из Женевской Библии: 1 Петра 2 глава

2:2 как новорожденные. Петр продолжает сравнение с новым рождением (1,23). Верующие должны так же стремиться к духовной пище, как здоровый младенец жаждет материнского молока.

чистое словесное молоко. Хотя в общинах, которым пишет Петр, несомненно, было много новообращенных, главная тема здесь – не христианское учение для новоначальных (в отличие от "твердой пищи" или зрелого учения, 1 Кор. 3,2), а истинность и самодостаточность Слова Божия (1,22-25) как духовной пищи для всех христиан.

2:4 Приступая к Нему. Первое приближение ко Христу в покаянии и вере переходит именно в постоянное общение.

камню живому. Из контекста ясно, что это сказано о Христе. Образ "камня", "скалы" часто встречается в ВЗ (напр., Пс. 117,22; Ис. 8,14; 28,16); его употребляет и Сам Христос (Мф. 21,42). Слово "живому" указывает, что Христос – источник и податель жизни (Ин. 1,4; 1 Кор. 15,45).

2:5 живые камни. Выражение подчеркивает единство христиан со Христом и их подобие Ему, "камню живому" (ст. 4).

дом духовный. Символизм основан на представлении о ветхозаветном храме как месте обитания Бога. Церковь, в которой живет Дух Святой, есть истинный храм Божий (2 Кор. 6,16-18; Еф. 2,19-22).

священство святое. Каждый верующий – священник (ст. 9) в ом смысле, что все могу равно и непосредственно приступать к Богу и служить Ему лично.

духовные жертвы. Искупительная жертва Христова, раз и навеки принесенная на кресте, явилась завершением ветхозаветного установления о жертвах и упразднила его (Евр. 10,1-18), однако "жертва" (как ответная благодарность искупленных) сохраняет свое место. Эта жертва духовна, в противоположность всем вещественным жертвам, предписанным ветхозаветными установлениями. Такой жертвой являются христианское благочестие и образ жизни, достойный христиан (Рим. 12,1; Флп. 4,18; Евр.13,15;0ткр.8,3.4;ср. Пс. 50,18.19).

благоприятные Богу Иисусом Христом. Священство каждого верующего (ст. 9) обусловлено вечным Первосвященническим званием Христа. Посредством Его раз и навсегда принесенной жертвы и непрестанного Его ходатайства за них, и христиане, и приносимые ими жертвы (см. выше) приятны Богу (4,11; Евр. 13,15.16).

2:6 камень краеугольный. Большой камень, который кладется в основание там, где сходятся две стены; обеспечивает прочность всего здания. Основание Церкви покоится на пророках и апостолах, которых связывает "краеугольный камень" – Христос (Еф. 2,20).

2:7 главою угла. Т.е. краеугольным камнем.

2:8 на что они и оставлены. Подразумевается державный выбор Божий и Его предопределение (1 Фес. 5,9). Этот стих говорит и о Божественной власти, и о человеческой ответственности.

2:9-10 Сказанное Петром в этих стихах подчеркивает преемственность между ветхозаветным Израилем и новозаветной Церковью как народом Божиим.

2:9 Но вы – род избранный. Здесь показан контраст между судьбой неверующих (ст. 8) и положением избранных. В этом отрывке выделяется тема Божественного избранничества Христа и Церкви (ст. 6,9).

дабы возвещать. Народ Божий избран и призван не только к спасению, но и к служению. Все верующие призваны нести радостное свидетельство о великих делах Божиих.

2:10 некогда не народ, а ныне народ Божий. Греч. слово "лаос" (народ) в Септуагинте применяется только к Израилю. Продолжая применять к Церкви ветхозаветные тексты об Израиле, Петр использует слова пророка Осии (1,6.9.10; 2,23). В контексте оригинала это пророчество о том, как Бог, отвергнув Израиль, снова возлюбит его. И Петр, и Павел (Рим. 9,25.26) толкуют это место пророчества Осии как указание на то, что в народ Божий войдут и избранные язычники. Такое толкование основано, возможно, на параллели между милостью Божией к недостойным иудеям и язычникам и на преемственности между Израилем и новозаветной Церковью.

2:11 от плотских похотей. Телесные желания не являются порочными сами по себе, но извращены греховной природой человека. Здесь подразумевается не одна только чувственность (Гал. 5,19-21), но и все другие влечения нашей падшей натуры.

2:12 за то, за что злословят вас, как злодеев. Во времена Петра христиан, среди прочего, обвиняли в нелояльности к императору (Ин. 19,12), распространении недозволенных обычаев (Деян. 16,16-21), непочитании богов (Деян. 19,23-27) и в нарушении общественного порядка (Деян. 17,7).

прославили Бога в день посещения. Божие "посещение" означает Его осуждение или милость.

Христианин в языческом окружении.

2:13 Итак будьте покорны всякому человеческому начальству. Отсюда начинается тема добровольной покорности и послушания всякой власти (2,13 – 3,6).

для Господа. Т.е. чтобы принести доброе свидетельство о Христе и не навлекать укоров на Его имя, а также потому, что повиновение другим уже есть служение Христу (Еф. 6,7.8).

царю ли, как верховной власти. В первую очередь римскому императору, в то время – Нерону (54-68 гг. по Р.Х.). Царь – верховная власть по отношению к наместникам и другим правителям. Хотя здесь Петр не обсуждает природу царской власти (ср. Рим. 13,1-7), в других местах Священное Писание учит, что покорность власти хороша до тех пор, пока не приводит к нарушению закона Божия (Мф. 22,21; Деян. 4,19; 5,29).

2:16 как свободные. Подчинение не означает отказа от христианской свободы; в действительности оно является актом свободного человека.

не как употребляющие свободу для прикрытия зла. Христианская свобода не должна служить предлогом для неповиновения (1 Кор. 7,20-24) или греха (2 Пет. 2,19.20; Гал. 5,13).

но как рабы Божий. В основе христианской свободы – не уход от своих обязанностей, но служение истинному Господину (Рим. 6,22).

2:17 Этот стих подводит итог общественным, в частности, гражданским обязанностям христианина.

Всех почитайте. Призыв признавать ценность каждого человека как носителя образа Божия, или, что более вероятно в этом контексте, призыв почитать всех, наделенных авторитетом власти.

Бога бойтесь. См. ком. к 1,17.

2:18 Слуги. Букв.: "домашняя прислуга". В большинстве это были рабы; с ними обращались, как с собственностью. Подобно другим новозаветным авторам, Петр не осуждает рабство, и рабам предписывается повиновение господам. Тем не менее, НЗ требует, чтобы к рабам относились с уважением, и хозяева не должны были дурно обращаться с ними (Еф. 6,9; Кол. 4,1). Более того, подчеркивается равенство в духовном отношении рабов и свободных людей внутри церковной общины (1 Кор. 12,13; Гал. 3,28; Кол. 3,11), а рабам предлагается добиваться свободы законными способами (1 Кор. 7,21-24). Такое учение, наряду с общим библейским взглядом на бедных и притесняемых (Притч. 22,22.23; Лк. 6,20.21), подтачивало сам институт рабства и в конечном итоге привело к его отмиранию.

2:21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример. Страдание – элемент христианского призвания (2 Тим. 3,12), потому что первым через него прошел Христос (Ин. 15,18-20). Это призвание основано на том, что христиане едины со Христом в Его страдании, как и в Его воскресении (2 Кор. 1,5; 4,10; Флп. 3,10.11), и жизнь Христа представляет для христиан образец, с которым они должны соизмерять свою собственную жизнь (ст. 21,22).

2:22 См. статью "Безгрешность Иисуса".

2:24 Он грехи наши Сам вознес. См. Ис. 53,12. Христос – не просто пример. Как совершенная жертва (1,19; 2,22) Христос понес проклятие греха, принял наказание вместо грешников и принес им прощение и освобождение от уз греха.

на древо. На крест (Деян. 10,39). Здесь подчеркивается, что суть искупительной смерти Христа – в принятии на Себя проклятия (Втор. 21,22.23; Гал. 3,13).

2:25 к Пастырю. Распространенный ветхозаветный образ попечения Бога о Своем народе (см., напр., Пс. 22,1; Иез., гл. 34; 37,24) применяется ко Христу (5,4; Ин. 10,1-18; Евр. 13,20; Откр. 7,17).


1 Петра 1    •    1 Петра 3


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.