3:1-19 Выражение скорби – основное настроение этой главы. Пророк уже не концентрирует внимания на Израиле-Иудее, но говорит об участи Ниневии как о важном, мировом по значению, событии.
3:1-7 Открывающий главу плач по умершим подтверждает обреченность города. В ст. 1-4 предъявляется обвинение, а затем (ст. 5-7) объявляется о наказании виновного.
3:1 Горе. Состояние крайней степени отчаяния.
городу кровей. Беспощадная жестокость, которой ассирийцы открыто похвалялись.
обмана. Лживая дипломатия характеризовала международные дела ассирийцев (Ис. 36,16.17).
грабительство. См. 2,12.13. Дружеские переговоры служат прикрытием алчности ассирийцев. В своей ненасытной жажде наживы они поглощают одну жертву за другой.
3:2-3 Изображение ассирийских армий в действии, превращающих все население в "груды трупов" (ст. 3).
3:4 Ниневия сравнивается с блудницей, которой приносятся в жертву "народы" и "племена". Служение идолам, война и торговля были тесно переплетены. Под "соблазнами" Ниневии, с ее мощью и великолепием, подразумевается вероотступничество, а "колдовство" ее является указанием на всеобщее распространение язычества (Ис. 47,11-15).
3:5 Кара вселенского Судии неотвратима. См. 2,13.
подниму на лице твое края одежды твоей. Публичное унижение, которому подвергали блудниц и которое грозило женщинам, нарушившим брачный обет.
3:6 Блудница будет выставлена на позор и станет примером, предостерегающим других от подобного образа жизни.
3:7 разорена Ниневия. Зрелище столь устрашающее, что люди бегут от него в ужасе. Столь чудовищно и воистину заслужено это бедствие, что нет ни сочувствующих ей, ни утешителей.
3:8-17 Могущественную Ниневию ожидает судьба некогда великолепного Но-Аммона (Фив).
3:8 Но-Аммона. Фивы. Эта древняя величественная столица Верхнего Египта была захвачена ассирийцами в 663 г. до Р.Х.
3:9 Хотя Но-Аммон обладал природными ресурсами и имел политических союзников, это ему не помогло.
3:10 Завоеватели не проявили милосердия к детям и жестоко обошлись со знатью.
3:11 опьянеешь. Возможная ссылка на чашу Божиего гнева, которую все, кто бросает Ему вызов, должны испить (Ис. 51,17-23). Охваченная горем Ниневия пытается скрыться и обрести убежище, но только Бог дает убежище в день скорби (1,7). Самый могущественный в сравнении с Ним слаб и уязвим (ст. 12-17).
3:12 смоковнице. Неприступные укрепления ныне доступны всем желающим, как спелые плоды.
3:13 Перед лицом приближающегося врага все ассирийские войска уподобляются женщинам, необученным и потому неспособным воевать. Все барьеры на пути наступающего врага сметены.
3:14 Наставления пророка о том, что необходимо предпринять отчаянные усилия, чтобы "укрепить крепости" и подготовиться к длительной осаде, полны иронии.
3:15 Самые энергичные попытки противостоять вторжению бесполезны. Город и его обитатели преданы огню и мечу.
3:16 Купцов. Наум имеет в виду обширную торговую деятельность Ассирии, принесшую богатство Ниневии. саранча. Они уничтожают все на своем пути и исчезают.
3:17 Князья... военачальники. Так, видимо, названы чиновники, управлявшие империей. Когда приходит опасность, они разбегаются в поисках спасения, бросая город на произвол судьбы. В час испытаний богатство, сила и государственная власть обманывают ожидания.
3:18-19 Завершение Божественного суда над жестоким угнетателем вызывает всеобщее ликование.
3:18 пастыри. Т.е. правители, подчиненные ассирийскому царю.
Спят... покоятся. Эвфемизмы для обозначения смерти.
народ. Слово может относиться к армии (3,13) или к населению вообще, которое, потеряв вождей, рассеялось.
3:19 Все, услышавшие "весть" о "ране" Ниневии, для которой "нет врачевства", и о болезненной "язве", рукоплещут. Бог Израиля, ревнитель и мститель, положи предел "непрестанной злобе" и пороку, повсюду порождавшим страдание. Пророческое видение Наума исполнилось в 612 г. до Р.Х.
2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.