3:1 Господь Саваоф. См. ком. к 1,9; 1,24.
посох и трость. Посох – емкий символический образ. В руке царя посох символизирует власть, в руке странника – опору. Трость – обычно под этим словом подразумеваете мерило (и в прямом смысле и в переносном – "мерило справедливости") и бич. Господь отнимет у царей иудейских власть, у судей – право судить, народ лишит опоры.
подкрепление хлебом... водою. Прямой смысл понятен – это бедствия при осаде города врагом. Иносказательно же хлеб – это слово Божие, а вода – надежда, обращенная к Господу и питающая человека.
3:2-3 В этих стихах дается расшифровка того, что в ст. 1 представлено в символических образах.
3:4 отроков... дети. Т.е. несмышленые люди, бездарные правители.
3:5 Картина хаоса и анархии, попрания человеческих норм и заповедей Божиих.
3:6 одежда. Прибегая к такой гиперболе, Исаия подразумевает разруху, нищету и деградацию.
3:8 Иерусалим... Иуда. Падение Иерусалима (586 г. до Р.Х.) так же, как и его разорение, произошедшее в 701 г. до Р.Х., стало непосредственным исполнением этого пророчества.
3:9 Содомляне. Израиль пренебрегает Божиими установлениями и ведет себя так, будто между ним и Богом никогда не существовало завета (см. 1,9.10).
3:12 Притеснители народа... дети. См. ком. к ст. 4.
3:16 – 4,1 дочери Сиона. Нечестие коснулось не только иудейских мужчин, но и женщин, т.е. не только общественная жизнь извратилась, но и семейная. Все устои общества подточены грехом и неправедностью.
3:17 оголит... обнажит. Господь предаст этих женщин бесчестию (ст. 24).
Сиона. См. ком. к 1,8.
3:25 Персонифицированный образ Иерусалима.
2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.