Екклесиаст 2 глава

1 Сказал я в сердце моем: „Дай испытаю я тебя весельем – и насладись добром“; но и это – суета!
2 О смехе сказал я: „Глупость!“, а о веселье: „Что оно делает?“
3 Вздумал я в сердце моем услаждать вином тело мое и, между тем как сердце мое руководилось мудростью, придержаться и глупости, доколе не увижу, что хорошо для сынов человеческих, что должны были бы они делать под небом в немногие дни жизни своей.
4 Я предпринял большие дела: построил себе дома, посадил себе виноградники,
5 устроил себе сады и рощи и насадил в них всякие плодовые деревья;
6 сделал себе водоемы для орошения из них рощ, произращающих деревья;
7 приобрел себе слуг и служанок, и домочадцы были у меня; также крупного и мелкого скота было у меня больше, нежели у всех, бывших прежде меня в Иерусалиме;
8 собрал себе серебра, и золота, и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов, и певиц, и услаждения сынов человеческих – разные музыкальные орудия.
9 И сделался я великим и богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребыла со мной.
10 Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья, потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих, и это было моей долей от всех трудов моих.
11 И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, всё – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем.
12 И обратился я, чтобы взглянуть на мудрость, и безумие, и глупость, ибо что может сделать человек после царя сверх того, что уже сделано?
13 И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостью такое же, как преимущество света перед тьмою:
14 у мудрого глаза его – в голове его, а глупый ходит во тьме; но узнал я, что одна участь постигает их всех.
15 И сказал я в сердце моем: „И меня постигнет та же участь, что и глупого; к чему же я сделался очень мудрым?“ И сказал я в сердце моем, что и это – суета,
16 потому что мудрого не будут помнить вечно, как и глупого, – в грядущие дни все будет забыто, и, увы, мудрый умирает наравне с глупым.
17 И возненавидел я жизнь, потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем, ибо всё – суета и томление духа!
18 И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем, потому что должен оставить его человеку, который будет после меня.
19 И кто знает: мудрый ли будет он или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем. И это – суета!
20 И обратился я, чтобы внушить сердцу моему отречься от всего труда, которым я трудился под солнцем;
21 потому что иной человек трудится мудро, со знанием и успехом, и должен отдать всё человеку, не трудившемуся в том, как бы часть его. И это – суета и зло великое!
22 Ибо что будет иметь человек от всего труда своего и заботы сердца своего, что трудится он под солнцем?
23 Потому что все дни его – скорби, и его труды – беспокойство; даже и ночью сердце его не знает покоя. И это – суета!
24 Не во власти человека и то благо, чтобы есть, и пить, и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это – от руки Божией.
25 Потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?
26 Ибо человеку, который добр пред лицом Его, Он дает мудрость, и знание, и радость; а грешнику дает заботу собирать и копить, чтобы после отдать доброму пред лицом Божиим. И это – суета и томление духа!

Екклесиаст 1    •    Екклесиаст 3


Комментарии из Женевской Библии: Екклесиаст 2 глава

2:1-11 Радость от земных достижений преходяща для Соломона (3 Цар. 4-11).

2:1 в сердце моем. Мышление ассоциируется с сердцем человека.

2:3 между тем, как сердце мое руководилось мудростью. См. ст. 9. Задавшись целью определить, какие занятия хороши для человека, а какие – нет, Соломон исследовал жизнь, руководствуясь словом Божиим.

2:4-9 большие... великим и богатым больше всех. Богатства мира стекались в Иерусалим, в распоряжение Соломона.

2:10-11 радовалось... долею... нет от них пользы под солнцем! Соломон испытал радость от свершенных трудов, но не получил удовлетворения, которое доставляет сотворение чего-то высшего, имеющего для человека неземную ценность.

2:12-17 Преимущество мудрости перед глупостью уничтожается смертью.

2:12-13 мудрость ... мудрости. Это – не мирская мудрость, а мудрость, данная Богом.

2:13 преимущество. Мудрость имеет практическую ценность. Руководствуясь ею, можно избежать многих ошибок на жизненном пути.

2:15 к чему же. Преимущество мудрости сводится на нет ее бессилием спасти мудрого (как, впрочем, и глупого) от объятий смерти.

2:17 возненавидел. Проклятие смерти истребляет плоды мудрого труда, поэтому Соломон возненавидел жизнь в "настоящем лукавом веке".

2:18-23 Соломон размышляет о бренности трудов "с знанием и успехом", которые могут быть переданы "человеку, не трудившемуся". Смерть лишает человека тех благ, которые он создает своим трудом. При этом он не знает, кому достанется созданное им: может быть, глупцу, который все расточит (ст. 18,19), или недостойному наследнику, который этого не оценит (ст. 20,21).

2:23 не знает покоя. Реальное, неустранимое, болезненное бремя лишает человека даже эфемерной радости, приносимой трудом (ст. 10).

2:24 благо. В своих рассуждениях о том, что хорошо для человека (ср. ст. 3), Соломон приходит к выводу, что чувство удовлетворения от жизни и трудов посылает человеку Бог.

2:26 человеку, который добр пред лицем Его... грешнику. Хотя грешники пользуются временным благоденствием на земле, только праведные "пред лицем Его" получают Божие благословение.

суета. См. ком. к 1,2. Здесь подразумевается бессмысленность труда, плоды которого достаются другому (ср. ст. 20,21).


Екклесиаст 1    •    Екклесиаст 3


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.