Притчи 2 глава

Наставление и увещание

1 Сын мой! Если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои,
2 так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению,
3 если будешь призывать знание и взывать к разуму,
4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище,
5 то уразумеешь страх Господен и найдешь познание о Боге.
6 Ибо Господь дает мудрость, из уст Его – знание и разум.
7 Он сохраняет для праведных спасение; Он – щит для ходящих непорочно;
8 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих.
9 Тогда ты уразумеешь правду, и правосудие, и прямоту – всякую добрую стезю.
10 Когда мудрость войдет в сердце твое и знание будет приятно душе твоей,
11 тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя,
12 дабы спасти тебя от пути злого, от человека, говорящего ложь,
13 от тех, которые оставляют стези прямые, чтобы ходить путями тьмы;
14 от тех, которые радуются, делая зло, восхищаются злым развратом,
15 которых пути кривы и которые блуждают на стезях своих;
16 дабы спасти тебя от жены другого, от чужой, которая умягчает речи свои,
17 которая оставила руководителя юности своей и забыла завет Бога своего.
18 Дом ее ведет к смерти, и стези ее – к мертвецам;
19 никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни.
20 Поэтому ходи путем добрых и держись стезей праведников,
21 потому что праведные будут жить на земле и непорочные пребудут на ней,
22 а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее.

Притчи 1    •    Притчи 3


Комментарии из Женевской Библии: Притчи 2 глава

2:1-22 Эта глава не изобилует обычными для наставлений повелительными формами; ее выразительность достигается за счет содержания самих притч. Приобретающий мудрость человек вступает на путь спасения, ему открываются знания о Боге и блаженство жизни (ст. 5,9,21). Основной вывод главы в том, что, с одной стороны, мудрость является даром Божиим, а с другой – сам человек должен немало потрудиться, чтобы приобрести ее (см., напр., ст. 4,6).

2:1 сохранишь при себе. Т.е. "исполнишь".

2:2 ухо твое сделаешь внимательным. Художественный прием (парафраз выражения "внимательно слушать").

сердце. Т.е. средоточие разума и чувства.

2:3 Ср. Мф. 7,7.8; Лк. 11,9.10.

2:4 отыскивать его, как сокровище. Ср. Мф. 13,44.

2:5 уразумеешь страх Господень. Если в 1,7 страх Господень назван началом мудрости, данный стих определяет его как предмет познания. Двуединая природа мудрости – божественный дар и человеческое стремление – исключает противоречие этих утверждений. Знание о Боге дается в Его спасительном откровении и становится основой мудрости. Страх Господень – это первая ступень, с которой начинается познание Бога, подготавливающее человечество к явлению Сына Божия.

2:6 Господь дает мудрость. Не имеет значения, каким образом люди приобретают свой опыт и знание о мире, ибо, в конечном счете, Бог является источником истины. В Своем откровении Он дает мудрость, и всякое знание истинно лишь в свете этого откровения (3,5).

из уст Его. В книге Притчей и во Второзаконии по-разному выражена одна и та же мысль: Слово Божие – первооснова всего земного знания (Втор. 8,3). Даже еще до грехопадения Адам нуждался в слове Божием, дабы уразуметь свое место среди прочих творений Божиих.

2:7 Нравственные правила для тех, кто ищет мудрость, определены Богом. Мудрость не ограничивается упражнениями в нравственности, как не является залогом исполнения закона. Однако, несмотря на это, мудрость включает в себя нравственность, чистоту и праведность.

2:8 пути правды. Т.е. такой образ жизни, при котором мудрость проявляется в следовании установленному Богом справедливому миропорядку.

святых. Т.е. тех, кто имеет страх Господень. Соответствующее древнееврейское слово обозначает верность завету. Древнеизраильская мысль строилась вокруг понятия завета, и хотя прямые ссылки на него не так уж часты, мудрые люди никогда не стремились найти другой – не связанный с заветом, но, вместе с тем, праведный – образ жизни.

2:9 всякую добрую стезю. Литература мудрости важна и тем, что дает возможность понять, как Бог руководит нашей жизнью.

2:10 приятно душе. Нарушение установленного Богом миропорядка (грехопадение) повлекло за собой искажение нравственных ориентиров; требуется время (и усилия), чтобы "знание" стало "приятно душе".

2:16 от чужой. Нарушение супружеской верности расценивается как вероломное отступление от установленного Богом порядка в человеческих взаимоотношениях (5,1-23; 6,20-29; 7,1-27). В данном случае словом "чужая" называется женщина, которой чуждо понятие о святости брака, т.е. неверная жена или блудница (6,26; 7,10).

2:17 руководителя. Т.е. мужа.

завет Бога своего. Если под словом "чужая" в предыдущем стихе подразумевалась не израильская женщина, то слово "завет" в данном случае относится к браку, заключенному перед лицом иноплеменного бога. Однако предпочтительнее считать, что речь идет об израильтянке, преступившей Синайские заповеди.

2:18 к смерти. Слово "смерть" в данном случае подразумевает окончательное и безвозвратное падение в пучину греха (ср. 5,23, где об умершем говорится, что он "теряется").

2:19 никто... не возвращается. См. ком. к ст. 18.

2:20-22 Жизнь является достоянием праведников и навсегда утрачивается грешниками. В этих стихах жизнь осмысливается в понятиях завета. Среди других обетовании, предвещающих христианское понятие вечной жизни (Исх. 20,12; Втор. 1,8; 26,1-9), главное – обетование земли. Непорочные и мудрые наследуют землю, а грешные будут извержены из нее (Втор. 28). В таком случае мудрость понимается как способность разобраться в превратностях существования, сообразуясь с Божиим планом спасения. Как Христос делает верующих в Него свободными (Ин. 8,36), так и ветхозаветное избавление наделяет народ Божий свободой властвовать над землей и приобретать знание о мире и о своем месте в нем.


Притчи 1    •    Притчи 3


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.