Иов 2 глава

Поражение Иова проказой

1 Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господом; между ними пришел и сатана предстать пред Господом.
2 И сказал Господь сатане: «Откуда ты пришел?» И отвечал сатана Господу и сказал: «Я ходил по земле и обошел ее».
3 И сказал Господь сатане: «Обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и доселе тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно».
4 И отвечал сатана Господу и сказал: «Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;
5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, – благословит ли он Тебя?»
6 И сказал Господь сатане: «Вот, он в руке твоей, только душу его сбереги».
7 И отошел сатана от лица Господнего, и поразил Иова проказой лютой от подошвы ноги его по самое темя его.
8 И взял Иов себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.
9 И сказала ему жена его: «Ты все еще тверд в непорочности твоей! Похули Бога и умри».
10 Но он сказал ей: «Ты говоришь, как одна из безумных. Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» Во всем этом не согрешил Иов устами своими.

Друзья Иова

11 И услышали трое друзей Иова о всех этих несчастьях, постигших его, и пошли каждый из своего места: Елифаз феманитянин, Вилдад савхеянин и Софар наамитянин, и сошлись, чтобы идти вместе сетовать с ним и утешать его.
12 И, подняв глаза свои, издали они не узнали его; и возвысили голос свой и зарыдали; и разодрал каждый верхнюю одежду свою, и бросали пыль над головами своими к небу.
13 И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико.

Иов 1    •    Иов 3


Комментарии из Женевской Библии: Иов 2 глава

2:3 доселе тверд в своей непорочности. Добавление к тому, что было сказано об Иове в 1,1; 1,8.

а ты возбуждал Меня против него. Т.е. клеветал, говорил неправду (ср. "когда говорит он ложь, говорит свое", Ин. 8,44).

2:4 кожу за кожу. Сатана намекает на то, что даже заявление Иова о его непоколебимости в вере, сделанное им в 1,21, является ничем иным, как хитростью или уловкой, и ради спасения жизни Иов готов пожертвовать имением, но если только Господь прострет руку Свою и коснется плоти его, – он проклянет Бога в лицо.

2:5 простри руку Твою... коснись. Если следовать тексту книги, то касается Иов не Господь, а сатана, однако сатана этими словами признает власть Божию над Иовом и над собой.

2:6 только душу его сбереги. Букв.: "только его жизнь". Бог позволяет сатане поразить Иова болезнями, но сатана при этом остается лишь орудием в руках Божиих. Данный эпизод поднимает вопрос о сущности зла. Сатана, будучи сотворенным существом, сам ограничен в свободе действий. Его власть может простираться так далеко, как это позволит ему Господь. Глагол "сберегать" можно еще перевести как "охранять, гарантировать"; то есть сатана отвечает перед Богом за жизнь Иова.

2:7-10 Несмотря на то, что сатана с позволения Бога (и будучи Им ограничен в действиях) поразил тело Иова, Иов сохраняет убежденность в праведности Господ и продолжает благословлять Его.

2:7 проказой лютою. Нельзя с уверенностью утверждать, что это была лепра.

2:8 сел в пепел. Возможно, древние люди знали о целебных свойствах пепла, способного задерживать распространение заболевания. Но, скорее всего, здесь слово "пепел" синонимично "пепелищу" и выражает предельную степень скорби и смирения.

2:9 похули Бога, и умри. Ср. с 1,5 и 1,18.19. Жена Иова знает, что хула на Бог влечет за собой смерть, но не знает, что Иов, в силу воли Божией (ст. 6), защищен от смерти.

2:10 как одна из безумных. Слово "безумный" в древнееврейском языке употреблялось в отношении вероотступников и религиозных диссидентов, как, напр., в Пс. 13,1 (ср. 52,1). Скорее всего, оно подразумевает этический аспект, а не психологический.

а злого не будем принимать? Бог не имеет отношения ко злу. Человек сам (см. Быт. 3,6) захотел испытать, что есть зло. Иов затрагивает тему добра и зла, но для него зло имеет тот же источник, что и добро, т.е. Бога.

Во всем этом не согрешил Иов устами своими. Т.е. остался верен Богу, выдержал испытание.

2:11 Елифаз Феманитянин. Феманитянин – житель Фемайской земли, которая названа так, вероятно, по имени Фема, сына Измаила (Ис. 21,14; Иер. 25,23). В Быт. 36,11.15 упоминается о Фемане, сыне Елифаза, внуке Исава. Феман также – город в Идумее, жители которого славились своей мудростью (Иер. 49,7; Авд. 8).

Вилдад Савхеянин. Представитель Савейского племени (Шевы), обитавшего на юго-западе Аравии (6,19, Ис. 60,6). Возможно, древнее название Эфиопии. Цариц Савская искала мудрости у Соломона.

Софар Наамитянин. Наама – город на побережье Средиземного моря (Нав. 15,41).

2:13 семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова. Число семь символизирует завершенность и выражает глубину сострадания друзей Иова.


Иов 1    •    Иов 3


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.