Неемия 13 глава

Отделение евреев от иноплеменников

1 В тот день читано было из книги Моисеевой вслух народа и найдено написанное в ней: «Аммонитянин и моавитянин не может войти в общество Божье вовеки,
2 потому что они не встретили сынов Израиля с хлебом и водой и наняли против него Валаама, чтобы проклясть его, но Бог наш обратил проклятие в благословение».
3 Услышав этот закон, они отделили все иноплеменное от Израиля.

Реформы Неемии

4 А прежде того священник Елиашив, приставленный к комнатам при доме Бога нашего, близкий родственник Товии,
5 отделал для него большую комнату, в которую прежде клали хлебное приношение, ладан, и сосуды, и десятины хлеба, вина и масла, положенные законом для левитов, певцов и привратников, и приношения для священников.
6 Когда все это происходило, я не был в Иерусалиме, потому что в тридцать втором году вавилонского царя Артаксеркса я ходил к царю и по прошествии нескольких дней опять выпросился у царя.
7 Когда я пришел в Иерусалим и узнал о худом деле, которое сделал Елиашив, отделав для Товии комнату на дворах дома Божьего,
8 тогда мне было весьма неприятно, и я выбросил все домашние вещи Товии вон из комнаты
9 и сказал, чтобы очистили комнаты, и велел опять внести туда сосуды дома Божьего, хлебное приношение и ладан.
10 Еще узнал я, что части левитам не отдаются и что левиты и певцы, делавшие свое дело, разбежались, каждый на свое поле.
11 Я сделал за это выговор начальствующим и сказал: «Зачем оставлен нами дом Божий?» И я собрал их и поставил их на место их.
12 И все иудеи стали приносить десятины хлеба, вина и масла в кладовые.
13 И приставил я к кладовым Шелемию, священника, и Садока, книжника, и Федаию из левитов, и при них Ханана, сына Закхура, сына Матфании, потому что они считались верными. И на них возложено раздавать части братьям своим.
14 «Помяни меня за это, Боже мой, и не изгладь усердных дел моих, которые я сделал для дома Бога моего и для служения при нем!»
15 В те дни я увидел в Иудее, что в субботу топчут точила, возят снопы, и навьючивают ослов вином, виноградом, смоквами и всяким грузом, и отвозят в субботний день в Иерусалим. И я строго выговорил им в тот же день, когда они продавали съестное.
16 И тиряне жили в Иудее, и привозили рыбу и всякий товар, и продавали в субботу жителям Иудеи и в Иерусалиме.
17 И я сделал выговор знатнейшим из иудеев и сказал им: «Зачем вы делаете такое зло и оскверняете день субботний?
18 Не так ли поступали отцы ваши? И за то Бог наш навел на нас и на город этот все это бедствие. А вы увеличиваете гнев Его на Израиля, оскверняя субботу».
19 После этого, когда смеркалось, у ворот иерусалимских, перед субботой, я велел запирать двери и сказал, чтобы не отпирали их до утра после субботы. И слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний.
20 И ночевали торговцы и продавцы всякого товара вне Иерусалима раз и два.
21 Но я строго выговорил им и сказал им: «Зачем вы ночуете возле стены? Если сделаете это в другой раз, я наложу руку на вас». С того времени они не приходили в субботу.
22 И сказал я левитам, чтобы они очистились и пришли содержать стражу у ворот, дабы святить день субботний. «И за это помяни меня, Боже мой, и пощади меня по великой милости Твоей!»
23 Еще в те дни я видел иудеев, которые взяли себе жен из азотянок, аммонитянок и моавитянок;
24 и оттого сыновья их наполовину говорят по-азотски или языком других народов и не умеют говорить по-иудейски.
25 Я сделал за это выговор и проклинал их, и некоторых из мужей бил, рвал у них волосы и заклинал их Богом, чтобы они не отдавали дочерей своих за сыновей их и не брали дочерей их за сыновей своих и за себя.
26 «Не из-за них ли, – говорил я, – грешил Соломон, царь Израиля? У многих народов не было такого царя, как он. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его.
27 И можно ли нам слышать о вас, что вы делаете все это великое зло, грешите пред Богом нашим, принимая в сожительство чужеземных женщин?»
28 И из сыновей Иоиады, сына великого священника Елиашива, один был зятем Санаваллата хоронита. Я прогнал его от себя.
29 «Вспомяни им, Боже мой, что они опорочили священство и завет священнический и левитский!»
30 Так очистил я их от всего чужеземного и восстановил службы священников и левитов, каждого в деле его,
31 и доставку дров в назначенные времена, и начатки. «Помяни меня, Боже мой, во благо мне!»

Неемия 12    •    Есфирь 1


Комментарии из Женевской Библии: Неемия 13 глава

13:1-31 Народ выражает свое раскаяние тем, что изгоняет из общины иноплеменников (13,1-3), обеспечивает храм и его служителей всем необходимым (13,4-14), начинает снова соблюдать субботу (13,15-22) и отвергает смешанные браки (13,23-31).

13:1-3 Обязательство подчинения закону Моисея в целом (10,28.29) непременно приводит к необходимости отделения иудеев от прочих народов (13,23-31).

13:1 В тот день. Очевидно, описываемые события происходили во время второго пребывания Неемии на посту областеначальника (ст. 4-6).

13:3 Услышав этот закон. Ездра уже сошел со сцены, но сделанное им все еще приносит плоды (см. ком. к 10,1-27).

отделили. Отделение происходит в соответствии с данным народом обязательством (10,28.29) и основывается на религиозном, а не расовом или политическом принципе (см. ком. к Езд. 4,3).

13:4 -14 Последнее из обязательств, касающееся заботы о доме Божием (10,39), нарушено (13,11), как нарушены были и обязательства, касающиеся содержания кладовых и приношения десятины (10,37-39; 13,8.10). Такое положение дел должно быть исправлено.

13:4 Елиашив. Этот Елиашив мог быть первосвященником (см. ком. к 3,1), но скорее это просто один из священников, носивший то же имя, поскольку маловероятно, что первосвященнику было поручено лично следить за кладовыми.

комнатам при доме Бога. Букв.: "кладовым". Ср. 10,37-39.

Товии. См. ком. к 2,10.

13:5 в которую прежде клали. Вопреки обязательству, принятому народом (10,39), забота о доме Бога была забыта.

13:6 я не был в Иерусалиме. См. ком. к 5,14.

Вавилонского царя. Персидские цари носили этот титул с тех пор, как завоевали Вавилонскую империю (Езд. 5,13).

13:8 выбросил. Ср. Мф. 21,12.13.

13:10 части левитам. Ср. 10,37. Левиты не владели землей (Чис. 18,20-24; Втор. 14,29; 18,1), но у некоторых из них имелись иные источники дохода (Втор. 18,8). Зависимость левитов от материальной поддержки народа, возможно, и объясняет нежелание многих из них покидать Вавилон (Езд. 8,15-20). См. Мал. 2,17; 3,13-15.

13:11 Я сделал... выговор. См. ком. к 5,7.

оставлен. Т.е. было нарушено обязательство не оставлять заботой дом Бога (10,39).

13:12 стали приносить десятины. Иудеи снова стали исполнять свои обязательства. См. 10,37.

13:13 верными. См. Деян. 6,1-5 и 1 Кор. 8,16-21.

13:14 Помяни меня. Четвертое "помяни" (см. ком. к 1,8) и второй случай, когда Неемия просит Бога помянуть себя (см. ком. к 5,19).

13:15-22 Народ нарушил обязательство соблюдать субботу (10,31); нарушение это должно быть исправлено (см. ком. к 9,14).

13:15 в субботу ... отвозят... продавали. Израиль дал обязательство не заниматься этим в субботу (10,31), но теперь нарушает его.

13:16 Тиряне. Один из "иноземных народов". См. 10,31.

13:17 я сделал выговор. См. 10,31 и ком.

13:19 когда смеркалось. Израильтяне иногда вели отсчет суткам от заката и до заката (Есф. 4,16), а иногда – от восхода до восхода. В данном случае началом субботнего дня считают время после захода солнца.

13:21 наложу руку на вас. Угрозу эту Неемия позже исполнил (ст. 25).

13:22 помяни меня. Пятая молитва, начинающаяся с этого слова (см. ком. к 1,8), и третья из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 14).

13:23-30 Народ нарушил данное Богу обязательство (10,31); это нарушение должно быть исправлено.

13:23 взяли себе жен. Ср. 10,30. Двадцатью пятью годами ранее эту же проблему пришлось решать Ездре (см. ком. к Езд. 9,1); она периодически возникала на всем протяжении истории Израиля (см. ком. к Езд. 4,3).

Азотянок. См. ком. к 4,7.8.

Аммонитянок и Моавитянок. См. ком. к Быт. 19,36-38.

13:25 Я сделал... выговор. См. ст. 17 и ком.

рвал у них волоса. Этот поступок Неемии можно рассматривать как противопоставление тому, что в сходной ситуации делал Ездра (Езд. 9,3; ср. Ис. 50,6).

чтобы они не отдавали. Ездра разрушал уже существовавшие незаконные браки (см. ком. к Езд. 10,3), Неемия же только стремился предотвратить заключение таких

13:26 и его. Довод здесь строится по принципу от большего к меньшему: "Если Соломон, как бы велик он ни был, был наказан за то, что брал в жены иноземных женщин, насколько же более в таком случае будем наказаны мы".

13:28 зятем. Этот брак был вдвойне греховным, поскольку к первосвященнику в большей мере, чем к кому-либо другому, относится запрет брать в жены иноземных женщин (Лев. 21,14), и к тому же, Санаваллат – враг иудеев (2,19; 4,1; 6,1).

13:29 Воспомяни. Шестая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1,8), и третья молитва о возмездии (см. ком. к 4,4.5).

13:31 дров. Доставка дров входила в обязательства, взятые народом (10,34).

Помяни меня. Седьмая молитва, начинающаяся подобным образом (см. ком. к 1,8), и четвертая из принадлежащих Неемии (см. ком. к ст. 22). Знаменательно, что повествование Ездры-Неемии оканчивается не на высокой ноте, звучащей в 12,27-47, а на рассказе об исправлении допущенных народом отступлений от обязательств, принятых перед Богом (10,30-39). Заключительная часть дает понять, что "дом Бога", о котором говорится в Езд. 1,2, к тому времени не был окончательно завершен. Точка в повествовании Ездры-Неемии не поставлена, и оно остается устремленным в будущее, когда прообразу "дома Бога" предстоит стать реальностью во Христе (Евр. 3,1-6; Еф. 2,21.22; 4,16).


Неемия 12    •    Есфирь 1


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.