2-я Царств 3 глава

1 И была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым. Давид все более и более усиливался, а дом Саулов более и более ослабевал.

Сыновья Давида

2 И родились у Давида сыновья в Хевроне. Первенец его был Амнон от Ахиноамы изреелитянки,
3 а второй сын его – Далуиа от Авигеи, бывшей жены Навала, кармилитянки; третий – Авессалом, сын Маахи, дочери Фалмая, царя гессурского;
4 четвертый – Адония, сын Аггифы; пятый – Сафатия, сын Авиталы;
5 шестой – Иефераам от Эглы, жены Давида. Они родились у Давида в Хевроне.

Союз между Авениром и Давидом

6 Когда была распря между домом Сауловым и домом Давидовым, то Авенир поддерживал дом Саулов.
7 У Саула была наложница по имени Рицпа, дочь Айя. И сказал Иевосфей Авениру: «Зачем ты вошел к наложнице отца моего?»
8 Авенир же сильно разгневался на слова Иевосфея и сказал: «Разве я – собачья голова? Я против Иуды оказал ныне милость дому Саула, отца твоего, братьям его и друзьям его и не предал тебя в руки Давида, а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины.
9 То и то пусть сделает Бог Авениру и еще больше сделает ему! Как клялся Господь Давиду, так и сделаю ему:
10 отниму царство от дома Саулова и поставлю престол Давида над Израилем и над Иудой, от Дана до Вирсавии».
11 И не мог Иевосфей возразить Авениру, ибо боялся его.
12 И послал Авенир от себя послов к Давиду сказать: «Чья эта земля?» И еще сказать: «Заключи союз со мной, и рука моя будет с тобой, чтобы обратить к тебе весь народ израильский».
13 И сказал Давид: «Хорошо, я заключу союз с тобой, только прошу тебя об одном, именно: ты не увидишь лица моего, если не приведешь с собой Мелхолу, дочь Саула, когда придешь увидеться со мной».
14 И отправил Давид послов к Иевосфею, сыну Саула, сказать: «Отдай жену мою Мелхолу, которую я получил за сто краеобрезаний филистимских».
15 И послал Иевосфей и взял ее от мужа, от Фалтия, сына Лаиша.
16 Пошел с ней и муж ее и с плачем провожал ее до Бахурима; но Авенир сказал ему: «Ступай назад». И он возвратился.
17 И обратился Авенир к старейшинам израильским, говоря: «И вчера, и третьего дня вы желали, чтобы Давид был царем над вами,
18 теперь сделайте это, ибо Господь сказал Давиду: „Рукой раба Моего Давида Я спасу народ Мой Израиль от руки филистимлян и от руки всех врагов его“».
19 То же говорил Авенир и вениаминитянам. И пошел Авенир в Хеврон, чтобы пересказать Давиду все, чего желали Израиль и весь дом Вениаминов.
20 И пришел Авенир к Давиду в Хеврон и с ним двадцать человек, и сделал Давид пир для Авенира и людей, бывших с ним.
21 И сказал Авенир Давиду: «Я встану и пойду и соберу к господину моему царю весь народ израильский, и они вступят в завет с тобой, и будешь царствовать над всеми, как желает душа твоя». И отпустил Давид Авенира, и он ушел с миром.

Убийство Авенира

22 И вот слуги Давида с Иоавом пришли из похода и принесли с собой много добычи; но Авенира уже не было с Давидом в Хевроне, ибо Давид отпустил его, и он ушел с миром.
23 Когда Иоав и все войско, ходившее с ним, пришли, то Иоаву рассказали: «Приходил Авенир, сын Нира, к царю, и тот отпустил его, и он ушел с миром».
24 И пришел Иоав к царю и сказал: «Что ты сделал? Вот, приходил к тебе Авенир; зачем ты отпустил его, и он ушел?
25 Ты знаешь Авенира, сына Нира: он приходил обмануть тебя, узнать выход твой и вход твой и разведать все, что ты делаешь».
26 И вышел Иоав от Давида и послал гонцов вслед за Авениром; и возвратили они его от колодца Сира без ведома Давида.
27 Когда Авенир возвратился в Хеврон, то Иоав отвел его внутрь ворот, как будто для того, чтобы поговорить с ним тайно, и там поразил его в живот. И умер Авенир за кровь Асаила, брата Иоава.
28 И услышал после Давид об этом и сказал: «Невинен я и царство мое вовек перед Господом в крови Авенира, сына Нира;
29 пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его; пусть никогда не остается дом Иоава без семяточивого, или прокаженного, или опирающегося на посох, или падающего от меча, или нуждающегося в хлебе».
30 Иоав же и брат его Авесса убили Авенира за то, что он умертвил брата их Асаила в сражении у Гаваона.

Скорбь Давида о смерти Авенира

31 И сказал Давид Иоаву и всем людям, бывшим с ним: «Раздерите одежды ваши и оденьтесь во вретища и плачьте над Авениром». И царь Давид шел за гробом его.
32 Когда погребали Авенира в Хевроне, то царь громко плакал над гробом Авенира; плакал и весь народ.
33 И оплакал царь Авенира, говоря: «Смертью ли подлого умирать Авениру?
34 Руки твои не были связаны, и ноги твои не в оковах, и ты пал, как падают от разбойников». И весь народ стал еще более плакать над ним.
35 И пришел весь народ предложить Давиду хлеба, когда еще продолжался день, но Давид поклялся, говоря: «То и то пусть сделает со мной Бог и еще больше сделает, если я до захождения солнца вкушу хлеба или чего-нибудь».
36 И весь народ узнал это, и понравилось ему это, как и все, что делал царь, нравилось всему народу.
37 И узнал весь народ и весь Израиль в тот день, что не от царя произошло умерщвление Авенира, сына Нира.
38 И сказал царь слугам своим: «Знаете ли, что вождь и великий муж пал в этот день в Израиле?
39 Я теперь еще слаб, хотя и помазан на царство, а эти люди, сыновья Саруии, сильнее меня; пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его!»

2 Царств 2    •    2 Царств 4


Комментарии из Женевской Библии: 2 Царств 3 глава

3:1 была продолжительная распря между домом Сауловым и домом Давидовым. Воцарение Давида над Израилем встретило сопротивление со стороны племен, населявших север страны, которые хотели видеть в качестве царя представителя дома Саулова. Ключевой фигурой этого сопротивления являлся бывший военачальник Саула Авенир, возведший на престол единственного оставшегося в живых сына Саула Иевосфея (2,8.9).

3:2-11 Перечень шести сыновей, родившихся у Давида в Хевроне (ст. 2-5), служит подтверждением сказанного в ст. 1 о том, что "Давид все более и более усиливался", тогда как распря между Авениром и Иевосфеем из-за бывшей наложницы Саула (ст. 6-11) делает лишь более убедительным утверждение, что "дом Саулов все более и более ослабевал" (ст. 1).

3:2 родились у Давида ... сыновей в Хевроне. Давид к этому времени взял себе несколько новых жен. После того как Давид обосновался в Иерусалиме, у него появились еще жены и наложницы (5,13-16), которые родили царю по меньшей мере еще одиннадцать детей (см. 1 Пар. 3,1-9).

Амнон. Амнон обесчестил свою сводную сестру Фамарь (гл. 13), чем косвенным образом содействовал разрыву между Давидом и Авессаломом, который отомстил за бесчестие сестры, убив Амнона (13,28.29).

3:3 Авессалом. См. гл. 13-18.

сын Маахи, дочери Фалмая, царя Гессурского. Взять в жены иноплеменницу из маленького арамейского Гессурского царства Давида, по всей видимости, побудили соображения политического характера: благодаря этому браку он мог рассчитывать на помощь народа, населявшего территории к северу от владений Иевосфея.

3:4 Адония. См. З Цар., гл.1;2.

3:7 Рицпа. См. 21,7-13.

зачем ты вошел к наложнице отца моего? Сожительство Авенира с бывшей наложницей Саула могло рассматриваться как свидетельство того, что он рассчитывал со временем занять престол покойного царя (см. 12,8; 16,21; 3 Цар. 2,22 и ком.). Ничто определенно не говорит, имел ли упрек Иевосфея основание или же сожительство Авенира с Рицпой являлось плодом фантазии. Так или иначе, но у Авенира появился предлог, чтобы перейти на сторону Давида (ст. 8-10).

3:9 Как клялся Господь Давиду. См. 5,2 и ком.; 1 Цар. 13,14; 15,28; 24,20; 25,28.

3:10 от Дана до Вирсавии. Крайние северная и южная точки Израиля.

3:12 чья эта земля? В ответ на этот вопрос Авенир предполагал услышать одно из двух: либо эта земля Авенирова, либо Давидова.

3:13 если не приведешь с собою Мелхолы, дочери Саула. Возвращение к Давиду его жены Мелхолы (1 Цар. 18,27) должно было не только загладить несправедливость поступка Саула, в отсутствие Давида отдавшего ее другому (1 Цар. 25,44), но также в определенной мере подтвердить права Давида на престол его покойного тестя. Запрещение повторного брака с одной и той же женщиной (Втор. 24,1-4) на данную ситуацию не распространяется, поскольку Давид не сам оставил Мелхолу, а был с ней разлучен насильно.

3:14 отправил Давид послов к Иевосфею. Непрочность положения Иевосфея, помимо испытываемого им страха перед Авениром, сказывается также и в неспособности сына Саула противоречить повелениям Давида.

за сто краеобрезаний Филистимских. Давид имеет в виду своеобразный выкуп, назначенный Саулом за свою дочь Мелхолу (1 Цар. 18,25). Как известно, Давид принес вдвое больше трофеев, чем потребовал у него Саул (1 Цар. 18,27).

3:16 Пошел с нею и муж ее и с плачем провожал ее. См. ком. к ст. 13.

до Бахурима. Бахурима отождествляется специалистами с поселением приблизительно в двух километрах восточнее Иерусалима, на территории, в библейские времена принадлежавшей колену Вениаминову. Из Бахурима был родом Семей, сын Геры (16,5; З Цар. 2,8).

3:17 вы желали, чтобы Давид был царем над вами. См. ком. к ст. 1. Очевидно, что на данном этапе покорению Израиля власти Давида противостояла уже только воля Иевосфея и Авенира. Оставшись без Авенира, Иевосфей прекратит сопротивление Давиду (гл. 4).

3:21 они вступят в завет с тобою. См. 5,3.

3:26 от колодезя Сира. Названный колодец мог находиться километрах в пяти к северу от Хеврона.

без ведома Давида. Повествователь в очередной раз подчеркивает непричастность Давида к убийству Авенира (ср. ст. 21-23, 28, 29, 37).

3:27 за кровь Асаила, брата Иоавова. См. ст. 30. То обстоятельство, что Авенир убил Асаила, спасая свою собственную жизнь, а также то, что "убийство" это было совершено в битве, ставят под вопрос оправданность и правомочность мести Иоава (14,11; Чис. 35,1-25; Втор. 19,11-13; Нав. 20,3). Помимо желания отомстить за смерть брата, на предательское убийство Авенира Иоава могло толкнуть и стремление избавиться от человека, который мог затмить его при дворе Давида (ср. 20,10).

3:28 невинен я и царство мое вовек. См. ст. 21,23,26,37.

3:29 пусть падет она на голову Иоава и на весь дом отца его. Решение Давида ограничиться проклятием Иоаву и его роду и воздержаться от какого бы то ни было иного наказания может объясняться тем, что царь считал, что у Иоава все же имелась веская причина желать смерти Авенира. Однако преступление Иоава не осталось безнаказанным (3 Цар. 2,5.6.28-35).

3:33 смертью ли подлого. Как "подлого" здесь переведено древнееврейское слово, обозначающее "глупец"; именно от него образовано имя Навал (см., напр., Шар. 25,3).

3:39 сильнее меня. См. ком. к ст. 29; ср. 16,10; 19,22.


2 Царств 2    •    2 Царств 4


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.