1-я Царств 2 глава

Молитва Анны

1 И молилась Анна и говорила: «Возрадовалось сердце мое в Господе; вознесся рог мой в Боге моем; широко разверзлись уста мои на врагов моих, ибо я радуюсь о спасении Твоем.
2 Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш.
3 Не умножайте речей надменных; дерзкие слова да не исходят из уст ваших; ибо Господь есть Бог ведения, и дела у Него взвешены.
4 Лук сильных преломляется, а немощные препоясываются силой;
5 сытые вынуждены зарабатывать на хлеб, а голодавшие празднуют; даже бесплодная рождает семь раз, а многодетная изнемогает.
6 Господь умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит;
7 Господь делает нищим и обогащает, унижает и возвышает.
8 Из праха подъемлет Он бедного, из брения возвышает нищего, сажая его с вельможами, и престол славы дает им в наследие; ибо у Господа основания земли, и Он утвердил на них вселенную.
9 Стопы святых Своих Он блюдет, а беззаконные во тьме исчезают; ибо не силой крепок человек.
10 Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. Господь будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему, и вознесет рог помазанника Своего».
11 И пошел Елкана в Раму в дом свой, а отрок остался служить Господу при Илии, священнике.

Грех сыновей Илия

12 Сыновья же Илия были люди негодные; они не знали Господа
13 и долга священников в отношении к народу. Когда кто приносил жертву, отрок священнический во время варения мяса приходил с вилкой в руке своей
14 и опускал ее в котел, или в кастрюлю, или на сковороду, или в горшок, и что вынет вилка, то брал себе священник. Так поступали они со всеми израильтянами, приходившими туда в Силом.
15 Даже прежде, нежели сжигали тук, приходил отрок священнический и говорил приносившему жертву: «Дай мяса на жаркое священнику; он не возьмет у тебя вареного мяса, а дай сырое».
16 И если кто говорил ему: «Пусть сожгут прежде тук, как должно, и потом возьми себе, сколько пожелает душа твоя», то он говорил: «Нет, теперь же дай, а если нет, то силой возьму».
17 И грех этих молодых людей был весьма велик пред Господом, ибо они отвращали от жертвоприношений Господу.

Самуил в Силоме

18 Отрок же Самуил служил пред Господом, надевая льняной ефод.
19 Верхнюю одежду малую делала ему мать его и приносила ему ежегодно, когда приходила с мужем своим для принесения положенной жертвы.
20 И благословил Илий Елкану и жену его и сказал: «Да даст тебе Господь детей от жены этой вместо данного, которого ты отдал Господу!» И пошли они в место свое.
21 И посетил Господь Анну, и зачала она, и родила еще трех сыновей и двух дочерей; а отрок Самуил возрастал у Господа.

Осуждение Илием своих сыновей

22 Илий же был весьма стар и слышал все, как поступают сыновья его со всеми израильтянами и что они спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания.
23 И сказал им: «Почему вы делаете такие дела? Ибо я слышу худые речи о вас от всего народа.
24 Нет, дети мои, нехороша молва, которую я слышу; вы развращаете народ Господен;
25 если согрешит человек против человека, то помолятся о нем Богу; если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем?» Но они не слушали голоса отца своего, ибо Господь решил уже предать их смерти.
26 Отрок же Самуил более и более приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей.

Пророчество о семье Илия

27 И пришел человек Божий к Илию и сказал ему: «Так говорит Господь: „Не открылся ли Я дому отца твоего, когда еще были они в Египте, в доме фараона?
28 И не избрал ли его из всех колен Израилевых Себе во священника, чтобы он восходил к жертвеннику Моему, чтобы воскурял фимиам, чтобы носил ефод предо Мной? И не дал ли Я дому отца твоего от всех огнем сжигаемых жертв сынов Израилевых?
29 Почему же вы попираете ногами жертвы Мои и хлебные приношения Мои, которые заповедал Я для жилища Моего, и почему ты предпочитаешь Мне сыновей своих, утучняя себя начатками всех приношений народа Моего – Израиля?“
30 Поэтому так говорит Господь, Бог Израилев: „Я сказал тогда: "Дом твой и дом отца твоего будут ходить пред лицом Моим вовек"“. Но теперь говорит Господь: „Да не будет так, ибо Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены.
31 Вот, наступают дни, в которые Я подсеку мышцу твою и мышцу дома отца твоего, так что не будет старца в доме твоем;
32 и ты будешь видеть незащищенность жилища Моего, при всем том, что Господь благотворит Израилю, и не будет в доме твоем старца во все дни.
33 Я не удалю у тебя всех от жертвенника Моего, чтобы томить глаза твои и мучить душу твою; но все потомство дома твоего будет умирать в средних летах.
34 И вот тебе знамение, которое последует с двумя сыновьями твоими, Офни и Финеесом: оба они умрут в один день.
35 И поставлю Себе священника верного; он будет поступать по сердцу Моему и по душе Моей; и дом его сделаю твердым, и он будет ходить перед помазанником Моим во все дни.
36 И всякий, оставшийся из дома твоего, придет кланяться ему из-за геры серебра и куска хлеба и скажет: "Причисли меня к какой-либо левитской должности, чтоб иметь пропитание"“».

1 Царств 1    •    1 Царств 3


Комментарии из Женевской Библии: 1 Царств 2 глава

2:1-10 Молитва Анны о даровании ей сына была услышана Господом, и она, исполнив данный ею обет, возносит Ему ликующую песнь благодарения. Воспевая в ней всемогущество Божие и Его милость к смиренным духом, Анна открывает основные темы книг Царств. Темы всемогущества Божиего, Его милости и спасительной помощи Своему народу снова звучат в конце Второй книги Царств (гл. 22) в благодарственной песне Давида. Эти две песни, таким образом, представляют собой своего рода поэтическое обрамление первых двух книг Царств. Однако тематическая преемственность не ограничивается пределами этих книг и даже пределами ВЗ – новозаветная благодарственная песнь Марии ("Величит душа Моя Господа", Лк. 1,46-55) продолжает хвалу, воспетую Анной: обе песни начинаются ликующими словами о Боге Спасителе (ст. 1; Л к. 1,46-48), в обеих превозносятся единство и святость Божий (ст. 2; Лк. 1,49.50), порицается надменная гордыня (ст. 3; Лк. 1,51), отмечается переменчивость человеческих судеб, объясняемая их зависимостью от всесильного Божественного вмешательства в их ход (ст. 4-8; Лк. 1,52.53), а также постоянная забота Господа о тех, кто хранит Ему верность (ст. 9; Лк. 1,54.55). В последнем стихе своей песни Анна говорит о том, что, хотя человек и бессилен перед Богом, Сам Бог укрепит и придаст силы Своему царю, Своему помазаннику (ст. 9 и 10). Подобно большинству древнееврейских псалмов, благодарственная песнь Анны составлена таким образом, что абстрактные выражения в ней явно преобладают над конкретными деталями, – благодаря этому, как и псалмы, она не привязана жестко к одному какому-то случаю, но могла исполняться в самых разных ситуациях.

2:1 молилась Анна. В тексте не содержится никаких указаний на то, была ли благодарственная песнь сочинена самой Анной, или же она просто применила к своему случаю уже существовавший псалом.

рог. Метафора со значением чести, славы, хвалы. В 2 Цар. 22,3 Давид, восхваляя Господа, говорит о Нем: "щит мой, рог спасения моего".

2:2 нет твердыни. Это слово обозначает силу и всевластие Божий и передает идею уверенности, безопасности и спасения всех, кто полагается на Него.

2:3 Господь есть Бог ведения. Очевидно, в данном случае речь идет о "ведении" Богом истинной природы человеческих поступков (Нав. 22,22; Пс. 43,22; 93,11), но одновременно может подразумеваться и Его абсолютная власть унизить или возвысить человека (ср. ст. 7).

2:5 рождает семь раз. Анна родила только шестерых детей (ст. 21). Число "семь" воплощает в себе идеал полноты и завершенности (Руфь. 4,15).

2:6 Господь... низводит в преисподнюю и возводит. Ср. Втор. 32,39 и Пс. 29,4.

2:9 не силою крепок человек. Успех человеку приносят не его личные сила и отвага, а сопутствование ему Господнего благоволения. Наиболее зримый пример этого – избрание Богом Давида, младшего из сыновей Иессея (гл. 16) и победа Давида над гигантом из войска филистимлян (гл. 17) и др.

2:10 царю Своему. Упоминание о царе Господнем предрекает центральное для первых двух книг Царств событие – установление в Израиле монархической формы правления, подразумевая тем самым, что идея царской власти, при условии правильного понимания ее природы, не несет в себе ничего плохого. О том, что Израиль рано или поздно будет иметь над собой царя, неоднократно говорится в Пятикнижии (напр., Быт. 49,10; Чис. 24,7.17-19; Втор. 17,14-20).

помазанника Своего. Священное помазание в древнем Израиле свершали над священниками (Исх. 30,22-33), но в конце концов титул "помазанника Божиего" или просто "помазанника" закрепился за царями. Помазание означало освящение и наделение полномочиями на божественное служение. Кроме того, помазание обещало вставшему на божественное служение помощь свыше для достойного исполнения его. "Помазанник Божий" – наиболее часто употребляемый в книгах Царств (напр., 1 Цар. 2,35; 12,3.5; 16,6; 24,6) и Псалтири (напр., Пс. 2,2 и 17,51) царский титул. В данном стихе – первый случай такого употребления, хотя представление о помазании царя засвидетельствовано уже в притче Иофама (Суд. 9,8.15). Транслитерацией древнееврейского слова, обозначающего "помазанник", является вошедшее в европейские языки слово "мессия". То же значение имеет и греческое Христос.

2:12 не знали. В древнееврейском тексте здесь использовано то же слово, что и в 3,7, благодаря чему возникает противопоставление сыновей Илия юному Самуилу.

2:13 долга священников. См. Лев. 7,28-36; Втор. 18,3.

2:15 прежде, нежели сожигали тук. Со времени приношения Авелем "от первородных стада своего и от тука их" (Быт. 4,4) тук, т.е. жир, считался лучшей частью жертвенного животного. В качестве лучшей части он, естественным образом, предназначался Богу. Священникам предписывалось сжигать тук на жертвеннике, производя этим приятное Господу благоухание (Лев. 3,16; 7,31). Употреблять же его в пищу, как и кровь, строжайше воспрещалось (Лев. 3,17; ср. 7,33; Иез. 39,19; 44,7.15); о тех, кто вздумал бы нарушить этот запрет, сказано: "истребится душа та из народа своего" (Лев. 7,25).

2:18 Отрок же Самуил. Злоупотреблениям сыновей Илия противопоставляете благочестивое служение как Самуила, так и самого престарелого Илия, должным образом благословляющего Елкану и его жену (ст. 20).

льняной ефод. Своего рода передник, бывший частью облачения священника при исполнении им обязанностей в храме (ср. 22,18). Ефод, в частности, был на царе Давиде во время торжественного перенесения ковчега завета в Иерусалим (2 Цар. 6,14; см. ком. к 2,28).

2:19 Верхнюю одежду. Поверх льняного ефода священники надевали особого рода верхнюю одежду, в ношении которой также заключался некий сакральный смысл. Данное место – не единственное в книге упоминание об одежде Самуила. Так, например, когда Саул отрывает кусок одежды пророка, тот объясняет это происшествие как знамение того, что Господь отторгнет от Саула его царство (15,27.28). В 28,14 Саул узнает Самуила, когда ему сообщают о "престарелом муже, одетом в длинную одежду" (см. ком. к 19,24).

2:20 даст тебе Господь... ты отдал Господу. Эти слова Илия перекликаются со словами Анны (1,27.28). Оба слова имеют основу, от которой образовано им "Саул" (см. Введение: Характерные особенности и темы).

2:21 возрастал у Господа. Это же древнееврейское выражение, использовано в ст. 26 в составе фразы: "в благоволение у Господа и у людей".

2:22 слышал все. Илий знал, но бездействовал.

спят с женщинами, собиравшимися у входа в скинию собрания. Сакральная проституция однозначно возбранялась Господом (Втор. 23,17.18), но несмотря на это продолжала практиковаться представительницами коренного населения Ханаана, из-за чего израильтяне постоянно рисковали навлечь на себя гнев Божий (3 Цар. 14,23.24; 15,12; 4 Цар. 23,7; Ос. 4,14).

2:25 помолятся о нем Богу. Когда речь идет о заступничестве за согрешившего против ближнего своего, тогда оно может способствовать прощению провинившегося, но у согрешившего против самого Бога на прощение нет никакой надежды (за исключением отдельных экстраординарных ситуаций вроде описанной в Исх. 32,7-14). Грехи сыновей Илия были обращены в первую очередь именно против Бога (ст. 17), и поэтому они были заведомо обречены.

Господь решил уже предать их смерти. Это утверждение всевластия Божиего не противоречит положению о свободе человеческой воли и о сопряженной с этой свободой ответственностью. Классическим для Библии примером взаимодействия Божиего всевластия и человеческой свободы воли являются неоднократные упоминания в книге Исход об ожесточении сердца фараона. Для ситуации с дурными людьми верным, по всей видимости, является следующий принцип: если человек грешит последовательно, при этом целиком осознавая свою греховность, Бог рано или поздно лишает его способности перемениться (Нав. 11,20; Рим. 1,24.26.28).

2:26 приходил в возраст и в благоволение у Господа и у людей. Слово "возраст", значение которого не ограничивается здесь физическим взрослением, прообразует тему, позже получающую развитие в противопоставлении Саула и Давида (см. ком. к 9,2). Данная фраза, помимо прочего, привлекла внимание евангелиста Луки (2,52), посчитавшего ее подходящей для описания взросления Христа (ср. Притч. 3,4).

2:27 человек Божий. Это словосочетание используется, как правило, наравне со словом "пророк" (см., напр., 9,8-11; 3 Цар. 13,15-18; 4 Цар. 5,8; 6,10-12), или даже вместо слова "посланник (ангел)" (Суд. 13,3-6).

дому отца твоего... в Египте. Генеалогии Илия в ВЗ не приводится, однако из ст. 28 можно заключить, что он являлся потомком Аарона. То обстоятельство, что Бог открыл Себя предкам Илия и из всех колен Израиля именно их избрал в священники еще во времена египетского рабства, т.е. оказал им величайшее благодеяние еще до исхода и до откровения на горе Синай, лишний раз подчеркивает, сколь неблагодарным проявил себя дом Илиев во времена пророка Самуила.

2:28 чтобы носил ефод. Упоминаемый здесь "ефод" следует отличать от льняного ефода, о котором говорится в ст. 18, поскольку в данном случае речь идет о первосвященническом ефоде (Исх. 28,4-30). К последнему крепился "судный наперсник" (Исх. 28,15-30) с уримом и туммимом, служивший для определения, какова в том или ином случае была Божия воля.

И не дал ли Я. Как в ВЗ (напр., Чис. 18,8; Втор. 18,1), так и в НЗ (напр., 1 Кор. 9,13.14; 1 Тим. 5,17.18) неоднократно говорится о том, что Бог заботится о материальном благосостоянии Своих служителей.

2:29 предпочитаешь Мне сыновей своих. Хотя наиболее тяжкие проступки лежат на душе сыновей Илия, а не на его собственной, сам Илий в полной мере достоин порицания. Будучи отцом и умудренным опытом священником, он имел в своем распоряжении и иные средства, кроме слов, чтобы влиять на сыновей (см. ст. 23-25). Его неспособность заставить их исправиться и понимается теперь как предпочтение сыновей Господу (ст. 30).

2:30 вовек. В данном контексте это слово имеет значение не "вечно", а "долго". будут посрамлены. Те, кто предпочитает Господа (см. ком. к 2,29), будут, в свою очередь, предпочтены Им. Те же, кто "бесславят" Его, будут Им "посрамлены" (букв.: "признаны легковесными").

2:31 не будет старца в доме твоем. Истребление дома Илиева начинается с гибели обоих его сыновей (4,11) и его собственной смерти (4,18). Продолжает его устроенная Саулом резня священников в Номве (22,17-19). Последним же ударом явится отстранение Соломоном первосвященника Авиафара от храмового служения (3 Цар. 2,26.27).

2:32 бедствие жилища Моего. Древнееврейский текст ст. 32 труден для прочтения, и к тому же ст. 31 и 32 отсутствуют как в Септуагинте, так и в Свитках Мертвого моря. Если все-таки перевод "бедствие жилища Моего" верен, то можно говорить о том, что эти слова являются указанием на захват ковчега филистимлянами (4,1-11) и на разрушение дома Божиего в Силоме (Иер. 7,13.14).

2:34 знамение. Пророческие слова часто получали подтверждения в виде знамений (ср. 10,7.9; 3 Цар. 13,3.5; 4 Цар. 19,29; 20,8.9).

2:35 священника верного. Верный священник – это тот, кто сердцем пребывает в согласии с волей Божией, а умом – с замыслом Его, во всех ситуациях поступая соответствующим образом. Такую верность (букв.: "прочность", "твердость") священника Бог наградит, сделав его основателем верного ("твердого") дома. Есть основания предположить, что предреченное Господом сбывается в Самуиле, в действительности же оно в полной мере исполнилось в Садоке, священствовавшем при Давиде вместе с Авиафаром (2 Цар. 8,17), а затем возвысившемся в царствование Соломона (см. ком. к 2,31; 3 Цар. 2,35). Потомки Садока были первосвященниками в храме Соломона, и оставались таковыми в храме, восстановленном после вавилонского плена.

пред помазанником Моим. Это второе, после слов Анны, указание на скорое установление в Израиле института царской власти (см. ком. к ст. 10).

2:36 из-за... куска хлеба... пропитание. В обвинительных речах пророков, как правило, указывалось на наказание, соответствовавшее каждому конкретному преступлению. В данном случае, безусловно, имеется в виду чревоугодие сыновей Или (см. ст. 12-17 и особ. ст. 29: "утучняли себя").


1 Царств 1    •    1 Царств 3


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.