Иисус Навин 24 глава

Завещание Иисуса Навина в Сихеме

1 И собрал Иисус все колена Израилевы в Сихем, и призвал старейшин Израиля и начальников его, и судей его и надзирателей его, и предстали пред Господа Бога.
2 И сказал Иисус всему народу: «Так говорит Господь, Бог Израилев: „За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам.
3 Но Я взял отца вашего Авраама из-за реки, и водил его по всей земле ханаанской, и размножил семя его, и дал ему Исаака.
4 Исааку дал Иакова и Исава. Исаву дал Я гору Сеир в наследие; Иаков же и сыновья его перешли в Египет.
5 И послал Я Моисея и Аарона и поразил Египет язвами, которые делал Я среди него, и потом вывел вас.
6 Я вывел отцов ваших из Египта, и вы пришли к Чермному морю. Тогда египтяне гнались за отцами вашими с колесницами и всадниками до Чермного моря;
7 но они возопили к Господу, и Он положил облако и тьму между вами и египтянами и навел на них море, которое их и покрыло. Глаза ваши видели, что Я сделал в Египте. Потом много времени пробыли вы в пустыне.
8 И привел Я вас к земле аморреев, живших за Иорданом; они сразились с вами, но Я предал их в руки ваши, и вы получили в наследие землю их, и Я истребил их пред вами.
9 Восстал Валак, сын Сепфора, царь моавитский, и пошел войной на Израиля, и послал и призвал Валаама, сына Веора, чтобы он проклял вас;
10 но Я не хотел послушать Валаама – и он благословил вас, и Я избавил вас из рук его.
11 Вы перешли Иордан и пришли к Иерихону. И стали воевать с вами жители Иерихона, аморреи, и ферезеи, и хананеи, и хетты, и гергесеи, и евеи, и иевусеи, но Я предал их в руки ваши.
12 Я послал перед вами шершней, которые прогнали их от вас, двух царей аморрейских; не мечом твоим и не луком твоим сделано это.
13 И дал Я вам землю, над которою ты не трудился, и города, которых вы не строили, и вы живете в них; из виноградных и масличных садов, которых вы не насаждали, вы едите плоды“.
14 Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу.
15 Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить: богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекой, или богам аморреев, в земле которых живете; а я и дом мой будем служить Господу».
16 И отвечал народ и сказал: «Нет, не будет того, чтобы мы оставили Господа и стали служить другим богам!
17 Ибо Господь – Бог наш, Он вывел нас и отцов наших из земли египетской, из дома рабства, и делал перед глазами нашими великие знамения и хранил нас на всем пути, по которому мы шли, и среди всех народов, через которые мы проходили.
18 Господь прогнал от нас все народы и аморреев, живших в этой земле. Поэтому и мы будем служить Господу, ибо Он – Бог наш».
19 Иисус сказал народу: «Не возможете служить Господу Богу, ибо Он Бог святой, Бог ревнитель, не потерпит беззакония вашего и грехов ваших.
20 Если вы оставите Господа и будете служить чужим богам, то Он наведет на вас зло и истребит вас, после того как благотворил вам».
21 И сказал народ Иисусу: «Нет, мы Господу будем служить».
22 Иисус сказал народу: «Вы свидетели себе, что вы избрали себе Господа – служить Ему». Они отвечали: «Свидетели».
23 «Итак, отвергните чужих богов, которые у вас, и обратите сердце свое к Господу, Богу Израилеву».
24 Народ сказал Иисусу: «Господу, Богу нашему, будем служить и глас Его будем слушать».
25 И заключил Иисус с народом завет в тот день и дал ему постановления и закон в Сихеме.
26 И вписал Иисус слова эти в книгу закона Божьего, и взял большой камень и положил его там под дубом, который подле святилища Господнего.
27 И сказал Иисус всему народу: «Вот, камень этот будет нам свидетелем, ибо он слышал все слова Господа, которые Он говорил с нами; он да будет свидетелем против вас, чтобы вы не солгали перед Господом, Богом вашим».
28 И отпустил Иисус народ, каждого в свой удел.

Смерть Иисуса Навина и Елеазара

29 После этого умер Иисус, сын Навина, раб Господен, в возрасте ста десяти лет.
30 И похоронили его в пределе его удела в Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой, на север от горы Гааша.
31 И служил Израиль Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все дела Господа, какие Он сделал Израилю.
32 И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, на участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихема, за сто монет и которое досталось в удел сынам Иосифовым.
33 После этого умер и Елеазар, сын Аарона, и похоронили его на холме Финееса, сына его, который дан ему на горе Ефремовой.

Иисус Навин 23    •    Судьи 1


Комментарии из Женевской Библии: Иисус Навин 24 глава

24:1-28 Народ Израиля, руководимый Иисусом Навином, возобновил завет с Богом, как сделал это прежде, во времена Моисея (Втор. 32,46). Возобновление завета напоминает о существовавшей в древнем мире практике заключения соглашения между государством-сюзереном и государством-вассалом. Содержание такого рода договоров можно сравнить с содержанием настоящей главы, где есть историческая преамбула, обзор развития отношений сюзерена с его вассалом (ст. 2-13), запрет на самостоятельное заключение союзов с третьей стороной (ст. 14, 23) и запись, подтверждающая сам факт заключения договора (ст. 25,26). В то же время, имеются существенные различия между этой главой и древними договорными актами.

24:1 Сихем. В том самом месте, где Бог впервые обещал дать землю потомкам Авраама (Быт. 12,6.7), Иисус Навин собрал все колена Израилевы, получившие свои уделы в земле обетованной (см. ком. к 8,30).

предстали пред Господа Бога. Эти слова не обязательно должны означать перенос скинии из Силома (19,51) в Сихем. Присутствие Бога не может ограничиваться только скинией (ср. 1 Цар. 4,3-11; 3 Цар. 8,27).

24:2-13 Эти стихи, повествуя об отношениях между Богом и народом Израилевым со времен Авраама, воспроизводят уже сказанное в книгах Бытие (ст. 2-4), Исход (ст. 5-7), Числа (ст. 8-10) и Книге Иисуса Навина (ст. 11-13). Кульминация этого изложения – дарование земли обетованной потомкам Авраама.

24:2 говорит Господь. Иисус Навин обращался к народу со словом Божиим, как это когда-то делал Моисей (Втор. 5,27).

за рекою. Предположительно имеется в виду Ур (Быт. 11,28) или Харран (Быт. 11,31).

24:3 Но Я. Действующим лицом в ст. 3-13 является Бог.

24:4 Исаву ... Иаков же. Принцип Божиего избранничества ясно представлен на примере Иакова и Исава (Быт. 25,23; Рим. 9,11).

24:5-7 Кратко излагая историю исхода, Иисус Навин коснулся только тех дел Божиих, непосредственной целью которых было спасение израильского народа (напр., сам исход из Египта) и которые достигли своей кульминации в овладении израильтянами землей обетованной.

24:5 вывел вас. Великое деяние Божие – спасение народа Израилева (Исх. 20,2) – имело своей целью одарение потомков Авраама землей обетованной (Исх. 15,17).

вас. См. ком. к ст. 7.

24:6 к Чермному морю. См. Исх. 13,18.

24:7 они... вами... Глаза ваши. О современниках Иисуса Навина говорится так, будто они были свидетелями спасительных дел Божиих минувших дней. Им надлежало знать о добром отношении Господа к народу Израиля на протяжении всей его истории вплоть, чтобы полагаться на Господа и в будущем.

много времени пробыли вы в пустыне. В этих словах резюмируется все (включая происшедшее у горы Синай), что случилось с момента перехода израильтян через Чермное море до их прихода в землю обетованную (см. ком. к ст. 5-7).

24:8 Аморреев. См. ком. к 2,10.

24:9 Валаама. См. 13,22 и ком.; Чис, гл. 22-24.

24:10 он благословил вас. В случае с Валаамом явлена абсолютная власть Бога над всеми (нынешними и будущими) врагами Его народа.

24:11-13 Эти стихи являются кратким изложением всей Книги Иисуса Навина.

24:11 Аморреи... Иевусеи. См. 3,10 и ком.

24:12 шершней. Возможно, это метафора внезапно возникшей паники (см. также 2,9; 5,1; Исх. 23,28).

не мечом твоим ... сделано это. Израильтяне получили землю обетованную не в результате успешно предпринятого военного похода – она была дарована им Богом по обетованию Его (см. ком. к 1,2; ср. Еф. 2,8).

24:13 дал. См. ком. к 1,2.

24:14 бойтесь Господа. Ср. 4,24. Страх Божий – это осознание милости Господа, Который остался верен Своим обетованиям (ср. Пс. 129,4); он ни в коей мере не отрицает любовь к Богу (Втор. 10,12.13; ср. 2,9 и 7,5).

отвергните богов. Эти слова могут означать свержение идолов или отказ от почитания других богов, или то и другое одновременно. Милость Бога к Израилю (ст. 2-13) требует поклонения исключительно Ему, о чем сказано в первой заповеди (Исх. 20,3).

за рекою. См. ком. к ст. 2.

в Египте. Об идолопоклонстве израильтян в Египте вспоминает пророк Иезекииль (Иез. 20,7-10; 23,3-8.19-21.27).

24:15 изберите себе ныне, кому служить. Эти слова не лишены иронии: если Израиль отвергнет Господа, он вынужден будет выбирать между теми богами, которые были отвергнуты Авраамом (ст. 2,3), и теми, которым поклонялись лишившиеся своих владений аморреи (ст. 8-12).

Аморреев. См. ком. к 2,10.

я и дом мой. См. 6,24; 7,24; Деян. 16,15.

24:16-18 Ответ народа на призыв, содержащийся в ст. 14, построен по следующей схеме: 1) отвержение других богов (ст. 16); 2) признание величия дел Божиих (ст. 17,18) и 3) готовность подчиняться Господу как своему Богу (ст. 18).

24:19 не возможете служить Господу. Эти парадоксально звучащие в данном случае слова очень скоро получат трагическое подтверждение (Суд. 2,7.10-13; 4 Цар. 17,7-23; ср. Втор. 31,16; Нав. 7,1-26 и ком.; 23,12.13 и ком.; 24,31 и ком.). Предостережение Иисуса Навина обосновано, с одной стороны, святостью Бога, Которому нельзя служить так, как служили другим богам, и, с другой – мятежным духом Израиля, слишком часто проявлявшимся в прошлом (22,17 и ком.).

святый. Только святой народ, т.е. отделенный от языческих народов (Лев. 18,3; 20,26), может служить Святому Богу (Лев. 19,2).

ревнитель. См. Исх. 20,5 и ком.

не потерпит. Под беззаконием подразумевается отступничество.

24:20 Если вы оставите... то Он наведет. Возможный перевод: "Ибо вы оставите... и Он наведет". Этот вариант согласуется с предшествующими высказываниями и с другими местами Священного Писания, как, например, с предсказанием во Втор. 31,16-18.

24:22 свидетели о себе. Если народ оставит Господа, то принятое в данный момент решение станет его обвинением, поскольку сделанный им выбор – служить Господу – подтвердил закономерность требования Бога быть безраздельно преданным Ему (ст. 16-18).

24:23 отвергните... и обратите. См. ст. 14 и ком.

24:25 заключил... завет. Ср. Быт. 15,18; Втор. 4,23; 29,1.

постановления. В этих постановлениях детально регламентируются обязанности Израиля в подобающем величию Господа служении Ему.

24:26 в книгу закона Божия. Вероятно, речь идет о той же книге закона, что и в 1,8;8,31;23,6.

под дубом. Ср. Быт. 12,6; 35,4; Суд. 9,6.

24:27 свидетелем. Ср. 4,20-24.

24:28 каждого в свой удел. См. 1,6 и ком.

24:29-33 Смерть Иисуса Навина и Елеазара завершает очередной этап в истории Израиля. Их погребение и захоронение костей Иосифа в земле, которая теперь принадлежала Израилю, символизируют верность Бога в исполнении Его обетовании, данных патриархам.

раб Господень. См. ком. к 1,1.

ста десяти лет. В таком же возрасте умер Иосиф (Быт. 50,22): столь долгая жизнь является знаком благословения Божия (ср. Втор. 34,7).

24:30 его удела. См. 19,49.50. В отличие от Авраама, который вынужден был покупать участок для погребения (Быт. 23,4; ср. Быт. 33,19), Иисус Навин похоронен на своей земле.

24:31 служил Израиль Господу во все дни. Верность Израиля оказалась, однако, весьма недолговечной (см. ст. 19,20 и ком.; Суд. 2,7.10-13).

24:32 кости Иосифа. Свершилось обетование, в которое верил Иосиф (Быт. 50,24.25).

поля, которое купил Иаков. См. Быт. 33,19. Новый порядок владения землей являет собой полную противоположность тому положению, в котором находились праотцы, ничего, кроме обетования, не имевшие.

24:33 Елеазар. См. ком. к 14,1.

Финееса. См. ком. к 22,13.


Иисус Навин 23    •    Судьи 1


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.