Евангелие от Иоанна 16 глава

1 Это сказал Я вам, чтобы вы не соблазнились.
2 Изгонят вас из синагог; даже наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу.
3 Так будут поступать, потому что не познали ни Отца, ни Меня.
4 Но Я сказал вам это для того, чтобы вы, когда придет то время, вспомнили, что Я сказал вам о том; не говорил же этого вам сначала, потому что был с вами.

Миссия Святого Духа

5 А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: „Куда идешь?“
6 Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше.
7 Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам.
8 И Он, придя, обличит мир о грехе, и о правде, и о суде:
9 о грехе, что не веруют в Меня;
10 о правде, что Я иду к Отцу Моему и уже не увидите Меня;
11 о суде же, что князь мира сего осужден.
12 Еще многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить.
13 Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам.
14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам.
15 Все, что имеет Отец, – Мое, потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам.

Печаль и радость

16 Вскоре вы не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу».
17 Тут некоторые из учеников Его сказали друг другу: «Что это Он говорит нам: „Вскоре не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня“ и „Я иду к Отцу“?»
18 Итак, они говорили: «Что это Он говорит: „вскоре“? Не знаем, что говорит».
19 Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: «О том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: „Вскоре не увидите Меня и опять вскоре увидите Меня“?
20 Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет.
21 Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир.
22 Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас.
23 И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.
24 Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите – и получите, чтобы радость ваша была совершенна.

Победа над миром

25 До сих пор Я говорил вам притчами, но наступает время, когда уже не буду говорить вам притчами, но прямо возвещу вам об Отце.
26 В тот день будете просить во имя Мое. И не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас,
27 ибо Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали, что Я исшел от Бога.
28 Я исшел от Отца и пришел в мир; и опять оставляю мир и иду к Отцу».
29 Ученики Его сказали Ему: «Вот, теперь Ты прямо говоришь и притчи не говоришь никакой.
30 Теперь видим, что Ты знаешь все и не имеешь нужды, чтобы кто спрашивал Тебя. Поэтому веруем, что Ты от Бога исшел».
31 Иисус отвечал им: «Теперь веруете?
32 Вот наступает час, и настал уже, что вы рассеетесь каждый в свою сторону и Меня оставите одного; но Я не один, потому что Отец со Мной.
33 Это сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир».

От Иоанна 15    •    От Иоанна 17


Комментарии из Женевской Библии: От Иоанна 16 глава

16:1 не соблазнились. Несмотря на предупреждения Иисуса, ученики "соблазнятся" – они воспримут Его смерть на кресте как конец всему, как трагедию, которая разрушила их надежды и упования.

16:2 будет думать, что он тем служит Богу. См. ком. к 15,25. Самым ярким примером тому является Савл. Он был абсолютно искренен в своей ненависти ко Христу и к Его последователям и полагал, что сам факт существования этого учения является оскорблением Богу.

16:3 не познали. Это единственное и исчерпывающее объяснение того, о чем сказано в ст. 2.

16:5 не спрашиваете. Ученики не спрашивали не потому, что им все было ясно. Скорее, они вообще ничего не понимали из того, что говорил им Иисус в этот вечер. Все было необычно откровенно: ни притч (смысл которых Иисус потом разъяснял им), ни иносказаний. Им предлагалась истина, не прикрытая ни образами, ни символами. Они же, по всей видимости, продолжали, в силу привычки, думать: что Он этим хочет сказать?

16:8 обличит мир. Обличение мира с приходом Утешителя выразилось в том, что распятый Сын Человеческий восторжествовал над миром. Разъяснение сущности обличения следует далее, в ст. 9-11. См. статью "Просвещение и приведение к сознанию".

16:12 но вы теперь не можете вместить. Т.е. "еще не можете понять".

16:13 будет говорить, что услышит. Ср. 8,26.28.38; 12,49.50; 14,10. Иисус о Себе утверждал то же – Он передавал то, что слышал от Отца.

16:14 Он прославит Меня. Как Христос прославил Собой Отца, так верующие (которые примут Духа Святого) прославят, в свою очередь, Христа.

16:15 См. 6,57; 8,16; 10,30.

16:16 вскоре... и опять вскоре. Первая часть этого изречения, несомненно, относится к распятию, которое отнимет Иисуса у учеников, а вторая часть может относиться к воскресению, приходу Духа или ко Второму пришествию Христа. Из перечисленных возможностей воскресение более всего соответствует, если иметь в виду быстроту исполнения пророчества, а Второе пришествие – если иметь в виду полноту радости, которую принесет это событие.

16:17 Я иду к Отцу. Ученики связывали слова Иисуса, записанные в ст. 10, с Его утверждением в ст. 16, и потому им было трудно понять, что именно имел в виду Иисус, поскольку одно из этих высказываний относится к Его вознесению, а другое – к распятию.

16:20 вы восплачете и возрыдаете. Слова Иисуса, звучащие здесь как предупреждение, исполнились буквально после Его смерти на кресте.

16:22 Я увижу вас опять. См. ком. к ст. 16.

радости вашей никто не отнимет у вас. Благословения, которые Бог производит Своим искупительным деянием, не могут быть отменены никакой силой – ни человеческой, ни сатанинской. Божия милость делает радость спасения неиссякаемой (10,28; Флп. 1,6).

16:23 вы не спросите... о чем ни попросите. Здесь использованы два разных греческих глагола, первый из которых обычно передает вопрос, а второй – просьбу. После вознесения Иисуса Его ученики получают откровение истины через Святого Духа. Молитвы следует направлять, главным, образом к Отцу во имя Христа (т.е. эти молитвы должны полностью соответствовать воле и целям Христа). См. статью "Молитва".

16:24 Доныне. Прежде ученики молились Богу, а свои просьбы обращали ко Христу. В будущем же они смогут обращаться со своими просьбами непосредственно к Отцу с новой уверенностью, проистекающей из того факта, что Божия любовь была величайшим образом продемонстрирована в смерти и воскресении Иисуса (14,13.14; 15,16; 16,26).

16:26 не говорю вам, что Я буду просить Отца о вас. Иисус не отрицает реальности Своего служения – ходатайства за верующих (1 Ин. 2,1; Рим. 8,34; Евр. 7,25); Его слова означают, что ученики достигнут в своих молитвах определенной степени зрелости и тогда Иисусу не будет нужды по-прежнему молиться за них так, как если бы они оставались духовными младенцами.

16:27 Сам Отец любит вас. Три Лица Троицы совершенно едины в их общей любви к верующим (3,16). А верующие, в свою очередь, едины в общей любви ко всем Лицам Троицы и в своей вере в Них как в единого Бога.

16:28 Воплощение Христа описывается в Писании как исхождение от Отца и вхождение в мир, а вознесение – как оставление мира и возвращение к Отцу (17,13). С этой позиции и следует рассматривать слова Иисуса о том, что Он идет туда, где ученики не смогут Его увидеть (ст. 5,6,16,17).

16:30 Ты знаешь все. Только один Бог обладает всеведением. Этими словами ученики признали Божественное происхождение Христа, Его Божественную сущность.

16:31 теперь веруете? Этим вопросом Иисус не ставит под сомнение признание учениками Его Божественности, а напротив, принимает и одобряет его.

16:32 вы рассеетесь. Это – намек на будущее предательство учеников, которые покинут Христа во время Его ареста (Мф. 26,56).

Я не один, потому что Отец со Мною. Это утверждение верно в отношении большей части страданий нашего Господа, но Его отчаянный крик: "Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" (Мф. 27,46; Мк. 15,34) свидетельствует о том, что, по крайней мере, на какое-то мгновение Иисус был отделен от Отца, с Которым до этого Он был связан особым образом. Это и было тем самым страшным испытанием, которое Иисус должен был претерпеть за наши грехи.

16:33 мир... скорбь. Здесь подчеркивается противопоставление мира и радости во Христе (ст. 21,22,24) скорби и страданиям в мире. Но победа принадлежит Христу.


От Иоанна 15    •    От Иоанна 17


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.