Евангелие от Марка 12 глава

Притча о злых виноградарях

1 И начал говорить им притчами: «Некоторый человек насадил виноградник, и обнес оградой, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.
2 И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.
3 Они же, схватив его, били и отослали ни с чем.
4 Опять послал к ним другого слугу, и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.
5 И опять иного послал, и того убили; и многих других то били, то убивали.
6 Имея же еще одного сына, любимого, напоследок послал и его к ним, говоря: „Постыдятся сына моего“.
7 Но виноградари сказали друг другу: „Это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше“.
8 И, схватив его, убили, и выбросили вон из виноградника.
9 Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей и отдаст виноградник другим.
10 Неужели вы не читали этого в Писании: „Камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла:
11 это – от Господа и дивно в очах наших“?»
12 И намеревались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

Вопрос о подати

13 И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.
14 Они же, придя, говорят Ему: «Учитель! Мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божьему учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? Давать ли нам или не давать?»
15 Но Он, зная их лицемерие, сказал им: «Что искушаете Меня? Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его».
16 Они принесли. Тогда говорит им: «Чье это изображение и надпись?» Они сказали Ему: «Кесаря».
17 Иисус сказал им в ответ: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие – Богу». И дивились Ему.

О воскресении мертвых

18 Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:
19 «Учитель! Моисей написал нам: „Если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему“.
20 Было семеро братьев. Первый взял жену и, умирая, не оставил детей.
21 Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; так же и третий.
22 Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.
23 Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женой, ибо семеро имели ее женой?»
24 Иисус сказал им в ответ: «Этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?
25 Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как ангелы на небесах.
26 А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: „Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова“?
27 Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь».

Наибольшая заповедь

28 Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: «Какая первая из всех заповедей?»
29 Иисус отвечал ему: «Первая из всех заповедей: „Слушай, Израиль! Господь, Бог наш, есть Господь единый;
30 и возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоей“ – вот первая заповедь!
31 Вторая подобна ей: „Возлюби ближнего твоего, как самого себя“. Иной, большей этих, заповеди нет».
32 Книжник сказал Ему: «Хорошо, Учитель! Истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Него;
33 и любить Его всем сердцем, и всем умом, и всей душой, и всей крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв».
34 Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: «Недалеко ты от Царства Божьего». После того никто уже не смел спрашивать Его.

Вопрос о Христе

35 Продолжая учить в храме, Иисус говорил: «Почему книжники говорят, что Христос – сын Давидов?
36 Ибо сам Давид сказал Духом Святым: „Сказал Господь Господу моему: "Воссядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих"“.
37 Итак, сам Давид называет Его Господом. Как же Он сын ему?» И множество народа слушало Его с наслаждением.

Предостережение от книжников

38 И говорил им в учении Своем: «Остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,
39 сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, –
40 эти, поедающие дома вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение».

Две лепты вдовы

41 И сел Иисус против сокровищницы, и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.
42 Одна бедная вдова, придя, положила две лепты, что составляет кодрант.
43 Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,
44 ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое».

От Марка 11    •    От Марка 13


Комментарии из Женевской Библии: От Марка 12 глава

12:1 им. Это местоимение относится к первосвященникам и учителям закона.

притчами. См. ком. к 4,10.11.

виноградник. Символический ветхозаветный образ Израиля (Ис. 5,1-5).

12:2 слугу. "Слугами" или "рабами" в Писании часто называются пророки (Исх. 14,31; 2 Пар. 1,3; Ис. 20,3; Ам. 3,7). Бог посылал пророков, чтобы призывать народ быть верным Ему, но израильтяне часто подвергали Его посланников преследованиям и даже предавали смерти (Мф. 23,37).

виноградарям. Имеются в виду духовные вожди народа.

12:6 одного сына, любезного ему. Ср. 1,11; 9,7.

12:9 отдаст виноградник другим. У Матфея (21,43) сказано более определенно: "народу, приносящему плоды его", что указывает одновременно на сформировавшуюся вокруг Иисуса общину учеников (Лк. 22,29.30) и на будущее вхождение в Церковь язычников (Мф. 8,11.12; Рим. 9,22-26).

12:10 камень, который отвергли строители. Камнем, который отвергли строители, является Сам Иисус (см. Пс. 117,22.23).

12:14 подать кесарю. Дань, которую взимали мытари в пользу Рима. Зилоты видели в этой подати еще один пример национального унижения и отказывались платить ее.

12:15 что искушаете Меня? Иисус понял цель вопроса.

динарий. В Палестине находились в обращении несколько различных валют. Иисус попросил дать Ему римский динарий, на котором был отчеканен портрет императора.

12:18 саддукеи. Аристократическая партия, ориентированная на эллинистическую культуру и активно сотрудничавшая с римскими властями; из Писания признавали только Пятикнижие Моисея; не верили ни в воскресение мертвых, ни в существование ангелов и духов, ни в грядущий всеобщий суд над человечеством.

12:19 Моисей написал. История, которую саддукеи рассказали Иисусу (ст. 19-23), основана на законе о левирате (Быт. 38,13-30), согласно которому в случае преждевременной смерти мужчины, не оставившего после себя наследника, его ближайший родственник был обязан продолжить род покойного (Руфь 3,4).

12:24 этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний? См. ком. к 12,18.

12:26 при купине. См. Исх. 3,1-6. Поскольку саддукеи признавали богодухновенным только Пятикнижие, Иисус ссылается именно на книги Моисея, тем самым доказывая, что саддукеи не понимали и Пятикнижия.

12:29 слушай, Израиль! См. Втор. 6,4. Здесь в очередной раз возникают споры вокруг Писания, и Иисус цитирует этот стих, известный как "Шема" (евр.: "слушай") и ставший великим исповеданием монотеистической веры Израиля.

12:31 Вторая. Здесь Иисус соединяет Втор. 6,4.5 с Лев. 19,18 – текстом, который Иаков называет "законом царским" (Иак. 2,8).

12:33 всесожжении. Книжник одобряет ответ Иисуса и добавляет к нему обоснование из Писания, найденное им самим (1 Цар. 15,22; Ос. 6,6).

12:34 недалеко ты от Царствия Божия. Сравнивая богатого юношу из 10,21 ("одного тебе недостает") и Никодима (Ин. 3,1-21), можно отметить, что в обоих случаях имеется нужда в новом рождении, открывающем вход в Божие Царство. Согласно Деян. 6,7, многие люди, подобные этому книжнику, вошли в Царство Божие после дня Пятидесятницы.

12:35 в храме. См. ком. к 11,15. Кроме "двора язычников" на территории храма находились "двор женщин" (дальше которого женщины не могли заходить) и "двор Израиля", предназначенный для мужчин-иудеев.

12:36 сам Давид. Слова Иисуса и данное Им истолкование основываются на том факте, что автором данного псалма является Давид.

сказал Духом Святым. Иисус признает, что сочинения Давида богодухновенны.

12:37 сам Давид называет Его Господом. Иисус утверждает, что хотя Мессия является потомком Давида, Его царское достоинство и власть намного превосходят достоинство и власть Давида, потому что, с одной стороны, Давид обращается к этому Царю как к своему Господу (Пс. 109,1), а с другой – царствующий Мессия совершенно особым образом связан с Господом (Пс. 109,2).

12:38 остерегайтесь книжников. Раввинское учение о Мессии и толкование книжниками мессианских текстов ВЗ были чересчур поверхностными. Производя впечатление людей, обладающих глубокими знаниями и большой ученостью, на деле книжники "весьма заблуждались" (ст. 27).

12:40 поядающие домы вдов. Т.е. притесняющие беззащитных.

долго молящиеся. См. Мф. 6,5.6.

12:41 сокровищницы. Ящики для пожертвований были установлены женщин" и доступ к ним был открыт для всех.

12:42 две лепты. Лепта была мельчайшей из монет, находившихся в обращении.

кодрант. Римская монета достоинством в одну шестьдесят четвертую часть динария (динарий составлял дневной заработок наемного работника).


От Марка 11    •    От Марка 13


2017. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.